И.Р.Кузнецов
Научный прогресс характеризуется интенсивным накоплением знаний и стремительным увеличением объема информации. В этих условиях всё большее значение приобретает поиск новых методов и средств повышения эффективности процесса обучения. Один из наиболее перспективных путей — это использование автоматизированных обучающих систем (АОС). Они базируются на современной вычислительной технике и составляют основу компьютерных технологий обучения. В настоящее время, как в нашей стране, так и за рубежом создано и функционирует большое количество АОС по различным дисциплинам. Получили распространение и такие АОС, которые используют средства и методы искусственного интеллекта для поддержки контролирующих функций системы и анализа метода решения задачи обучаемым. Как правило, такие системы разрабатываются специалистами по искусственному интеллекту и имеют узкую ориентацию на конкретную предметную область.
Составной частью АОС являются подсистемы контроля знаний обучаемого. В общем случае, контролирующая подсистема должна содержать следующие составные части: модуль регистрации и инициализации, обеспечивающий подготовку к работе основных модулей; информационную базу, содержащую материалы предметной области и хранящую результаты контроля; обрабатывающие модули, позволяющие осуществить диалог с пользователем, анализировать результаты ответов и заносить их в информационную базу; модуль выдачи результатов опроса.
В докладе рассматривается реализация программной оболочки для контроля знаний, работающей в операционной среде MS Windows. При ее создании в качестве языка программирования был использованы Visual Basic — язык, использующий объектно-ориентированный подход.
Методика проведения контроля зависит от возможностей компьютеров, предоставляемых как их техническими средствами, так и имеющимся программным обеспечением. Для гуманитарной дисциплины характерно предъявление вопросов и заданий не только в виде текстов, но и разнообразных иллюстраций, анимированных изображений, звуковых файлов и т. п., что требует наличия соответствующих свойств программной оболочки. Для того чтобы вопросы и ответы выводить на экран дисплея не только в текстовом, но и в мультимедийном представлении, их необходимо предварительно подготовить. Необходимо создать файлы с этими элементами с помощью соответствующего программного обеспечения, а затем выводить их на экран по ходу выполнения теста.
При этом очень важен сценарий диалога с обучаемым и реализация не только пассивного, но и активного его взаимодействия с компьютером, то есть организация интерфейса. Под интерфейсом будем понимать набор приёмов взаимодействия пользователя с компьютером.
Эффективность интерфейса заключается в быстром, насколько это возможно, развитии у пользователей простой концептуальной модели взаимодействия. В разработанном программном продукте, в соответствии со стандартом Common User Access, это достигается через согласованность. Концепция согласованности состоит в том, что при работе с компьютером у пользователя формируется система ожидания одинаковых реакций на одинаковые действия, что постоянно подкрепляет пользовательскую модель интерфейса.
Рассматриваемая программная оболочка предоставляет пользователю (преподавателю) возможность гибкого и быстрого изменения структуры теста по любому разделу контролируемой дисциплины. Преподаватель может по своему усмотрению: добавлять новые и удалять имеющиеся дисциплины; добавлять новые задания по любой дисциплине, а также изменять или удалять уже имеющиеся; изменять число вариантов каждого задания; в любом задании имеется возможность добавлять новые вопросы, менять местами, удалять и изменять уже имеющиеся.
Рассматриваемая технология контроля знаний была использована для контроля базовых знаний студентов по дисциплине “Методы художественного конструирования РЭС”, читаемой студентам ФРТ Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета — "ЛЭТИ".
Site of Information
Technologies Designed by inftech@webservis.ru. |
|