Сайт Информационных Технологий

Vasilyev Y.S., Kozlov V.N., Spicin Y.G.

Russia, Saint-Petersburg, Saint-Petersburg State Technical University

UMO@citadel.stu.neva.ru

THEORETICAL BASIS OF CREATING INTELLECTUAL SYSTEMS OF THE HIGHER

PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIA

Developing the new approach to the creating the intellectual systems of higher professional education and forming new generation of the state educational standards on the base of intellectual technologies of education and science has discussed.

Васильев Ю.С., Козлов В.Н., Спицын Ю.Г.

Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный технический университет

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Обсуждается разработка нового подхода к созданию интеллектуальных систем высшего профессионального образования и формированию нового поколения государственных образовательных стандартов на базе интеллектуальных технологий образования и науки.

В докладе рассматривается подход к интеллектуализации процессов создания нормативной базы высшего профессионального образования России. Основу ее составляет законодательная сфера деятельности. Исходные предпосылки формирования законов России в сфере образования составляют комплекс принципов, которыми должно руководствоваться государство в сфере образования: ориентация на создание комплекса гарантирующих потенциалов государства; ориентация на формирование членов общества как государственников; балансовый принцип в сфере формирования экономической базы высшего профессионального образования.

По-видимому, существуют и другие принципы осуществления государственности, реализующие гуманистичность по отношению к личностям, реализующим указанные принципы.

При рассмотрении вопросов создания адекватной нормативной базы высшего профессионального образования в России целесообразно исходить из системной характеристики принципов разработки нормативной базы высшей школы. Нами рассматривается стандартный вариант, соответствующий модели "анализ-синтез".

Авторами проведен системный анализ качественных признаков российской высшей школы. С учетом результатов разработки второго поколения ГОС можно считать, что сегодня в российской образовательной системе имеются следующие важные классификационные структуры: направления подготовки бакалавров, направления подготовки магистров и магистерских программ, направления подготовки специалистов и перечень специальностей. В указанном смысле многоуровневая система продиктовала опыт формирования с 1991 г. нормативной базы высшей школы при создании ГОС второго поколения на основе сохранении спектра имеющихся специальностей. Сущность и цель введения таких классификаций связана с историческими (с 1991 г.) разработками многоуровневой системы и необходимостью минимизации нормативной базы высшей школы при отражении в ней всего национального опыта подготовки специалистов.

В таблице представлены концептуальные характеристики двух подсистем.

Важнейшей частью нового поколения ГОС являются государственные требования к уровню содержания образования специалистов, бакалавров и магистров. При этом необходимо исходить из концепции содержания образования, соответствующей указанным типам специалистов. Общая концептуальная установка заключается в выделении в содержании трех основных элементов: целей, средств, методов контроля. Подобная структура может реализоваться на уровне дисциплины или на уровне государственных требований. Характеризуя автономность высшей школы и вариативность образования, можно исходить из различных структур дисциплины, формируемых на раз- личных типах фундаментов. Возможны варианты организации содержания для одноуровневой и многоуровневой структур.

Рассматриваются важные структурные единицы и характеристики норматива: базисы дисциплин и базисы специалистов в целом; соотношение между основным и дополнительным образованием, применение различных базисов позитивно при формировании общепрофессиональных дисциплин, что иллюстрирует вариативность их содержания. При этом необходимо учесть, что достигаемая полнота характеристики ситуации соответствует сложившимися традициям общепрофессионального образования в России.

 

 

СИСТЕМНЫЕ ПРИЗНАКИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Тип образовательных подсистем

Качественные

Характеристики

Классическая (одноуровневая) подситстема

Многоуровневая подсистема (с 1991 г.)

Законодательная основа функционирования Закон об образовании

(1991 г.)

Закон о высшем и послевузовском образовании (1996 г.)
Концепция Профессионализация + образование Образование + профессионализация
Нормативная база Министерства    
1. Основа формирования Классификатора (перечня) направлений и специальностям Технологии, продукты, системы… Ведущая научная область знаний, профессионализация
2. Государственные требования по направлениям и специальностям Ориентация на создание и использование технологий, продуктов, систем … Ориентация научного фундамента новых технологий, продуктов, систем …
3. Концепция содержания образования и профессионализации Ведущая роль – профессионализация

обеспечивающая роль – образование

Ведущая роль – широкое образование, ориентация на научно-педагогическую деятельность

Обеспечивающая роль – профессионализация

Применение интеллектуальных технологий при разработке нормативной базы будут весьма полезны при формировании новых поколений ГОС, работу над которыми необходимо начинать уже сегодня.


Site of Information Technologies
Designed by  inftech@webservis.ru.