Equation Section 1
Mozhaev Alexander Sergeevich
Russia, St.-Petersburg, Naval Academy
THE TECHNOLOGY OF ATOMATION OF PROCESSES OF CONSTRUCTION OF
LOGICAL PROBABILITY MODELS OF SYSTEMS
Abstract. The new results of development of a common logical-probabilistic method for automatic construction of analytical, statistical, Markov and network mathematical models of systems of arbitrary structure are set up.
Можаев Александр Сергеевич
Россия, Санкт-Петербург, Военно-Морская Академия
ТЕХНОЛОГИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ПОСТРОЕНИЯ ЛОГИКО-
ВЕРОЯТНОСТНЫХ МОДЕЛЕЙ СИСТЕМ
Реферат. Излагаются новые результаты развития общего логико-вероятностного метода для автоматического построения аналитических, статистических, марковских и сетевых математических моделей систем произвольной структуры.
Общий
логико-вероятностный метод (ОЛВМ) включает в
себя следующие четыре этапа [1,2]: 1) постановка
задачи моделирования путем построения
специальной структурной схемы функциональной
целостности (СФЦ): 2) определение логической
функции работоспособности системы (ФРС); 3)
построение многочлена расчетной вероятностной
функции (ВФ); 4) вычисление вероятностных
показателей системы. Современная теория и
технология автоматизированного ОЛВМ
[3-б][основывается на ручной структурной
постановке задачи моделирования, путем
построения СФЦ исследуемой системы. Все
последующие этапы определения расчетных
математических моделей (логической и
вероятностной) выполняются автоматически с
помощью ЭВМ. Для этого разработаны специальные
программные комплексы автоматизированного
структурно-логического моделирования (ПК АСМ) [7].
Технологию автоматизированного ОЛВМ проиллюстрируем простым примером построения математических моделей безопасности, аварии и риска гипотетического участка железной дороги (ж.д.). СФЦ системы приведена на рис. 1.
Она состоит из пяти логически
связанных бинарных событий: - излом рельса,
- предмет на рельсах;
- безотказная работа индикатора
излома рельса;
-
своевременное включение машинистом тормозной
системы поезда;
-
безотказность тормозной системы. Подробное
описание постановки и ручного решения данной
задачи приведено в [4]. Здесь мы остановимся на
технологических аспекты использования ОЛВМ для
автоматического построения нескольких видов
математических моделей систем, структуры
которых могут быть представлены с помощью
аппарата схем функциональной целостности.
Технология автоматизированного
аналитического ОЛВМ предусматривает ввод в
ЭВМ СФЦ системы, вероятностных параметров ее
элементов и логического критерия исследуемого
режима ее функционирования. В примере критерием
безопасности является выходная функция . Далее, с помощью ПК
АСМ [7], автоматически формируются логическая ФРС
и многочлен расчетной вероятностной функции
безопасности:
(1)
(2)
С помощью ОЛВМ можно автоматически получать логические и вероятностные модели большой размерности, до нескольких сотен и тысяч слагаемых. В отличие от классических монотонных ЛВМ, общий логико-вероятностный метод реализует функционально полный набор операций алгебры логики "И", "ИЛИ", "НЕ". Это позволяет автоматически строить как все виды монотонных, так и новый класс - немонотонные аналитические модели систем произвольной структуры. В настоящее время в автоматизированном ОЛВМ реализованы следующие новые возможности моделирования.
Учет в
вероятностной модели системы различных законов
распределения вероятностей ее элементов
(экспоненциальный, нормальный, Вейбулла-Гнеденко
и др.).
- значимость
- положительный
вклад
-отрицательный
вклад
На рис. 2 приведены графики значимости элементов в обеспечение безопасности рассматриваемого участка ж.д.
Так, если допустить в рассматриваемом
примере, что исходные события и
несовместные
(
), то вероятностная
модели безопасности (2) изменится:
Учет ГНС позволил существенно повысить качество моделирования и расширить область применения технологии автоматизированного аналитического ОЛВМ.
Технология автоматизированного
статистического ОЛВМ предусматривает ввод в
ЭВМ тех же исходных данных (СФЦ, параметров
элементов и ЛКФ), однако далее, с помощью ПК АСМ [7],
автоматически формируется имитационная
(статистическая) модель исследуемой системы. В
настоящее время реализованы два подхода к
автоматизации процессов логико-вероятностного
построения статистических моделей систем. Первый
подход основывается на так называемом
логико-статистическом методе (ЛСМ) академика И. А.
Рябинина. В ЛСМ и ОЛВМ первые два этапа совпадают.
В результате формируется явная аналитическая
форм логический ФРС (например (1)). Далее она
рассматривается как основа, для организации
проведения машинных статистических испытаний и
получения оценок вероятностных показателей
исследуемой системы. Таким образом, в ЛСМ
исключена необходимость автоматического
построения (иногда очень громоздких!)
многочленов расчетных ВФ. Второй подход
основывается на так называемом итерационном
логико-статистическом методе (ИЛСМ),
разработанным доцентом А.О.Алексеевым [3]. В ИЛСМ
исключена необходимость явного построения на
ЭВМ всех аналитических моделей - и многочленов ВФ
и логических ФРС. Получение оценок вероятностных
характеристик систем в ИЛСМ основывается на
специальных машинных процедурах
статистического решения любых (монотонных и
немонотонных) систем логических уравнений,
задаваемых СФЦ (см. например рис. 1), и расчета
значимости всех элементов. Так, с помощью ИЛСМ
реализованного в [7], были получены результаты
статистического вероятностного анализа
безопасности участка ж.д.,
,
,
,
,
. Эти результаты согласуются с
аналитическими решениями задачи (см. (2) и рис.2).
Технология автоматизированного ОЛВМ
построения марковских моделей систем первоначально
была разработана для расчета условных законов
живучести систем к воздействию на их элементы
различных последовательностей поражающих
факторов [2]. Был автоматизирован самый
громоздкий и трудоемкий процесс построения, на
основе СФЦ и ЛКФ, самой цепи Маркова, т.е. графа
переходов состояний системы и всех допустимых
переходов. В ОЛВМ множество марковских состояний
работоспособности системы определяется путем
автоматического преобразования логической ФРС в
совершенную дизъюнктивную нормальную форму
(СДНФ). Затем, на основе специальных правил
поразрядного сравнения пар конъюнкций
полученной СДНФ автоматически определяются
допустимые логические функции переходов (ЛФП)
между марковскими состояниями системы и
рассчитываются их параметры. Например, правила
поразрядного сравнения переменных конъюнкций СДНФ логической ФРС для
определения переменных
ЛПФ
между
состояниями
цепи
Маркова для невосстанавливаемых систем,
следующие:
Если , то
- не поражение элемента
;
Если , то
- поражение элемента
; (4)
Если , то
- элемент
уже поражен;
Если , то
- элемент
не восстанавливается,
Построенная по указанным правилам марковская цепь системы, СФЦ которой приведена на рис. 1, характеризуется 13-ю комбинаторными марковскими состояниями безопасности и 70-ю допустимыми переходами между этими состояниями. Правила, аналогичные (4), и соответствующие машинные программы разработаны для нескольких видов поражающих воздействий, систем с ГНС и восстановлением элементов. Технология ОЛВМ построения цепей Маркова позволяет полностью автоматизировать процессы построение практически всех известных видов и классов дискретных и непрерывных марковских и полумарковских моделей систем большой размерности, состояния которых описываются конъюнкциями простых логических переменных.
Технология автоматизированного ОЛВМ
построения моделей реальной эффективности.
Способность ОЛВМ строить немонотонные модели
устойчивости (надежности, живучести и
безопасности) впервые
позволила объединить эти модели с множеством
других, специальных моделей, характеризующих
условную эффективность
функционирования систем в различных
состояниях [2,5] .
(5)
Здесь М- количество областей
состояний в которых
система функционирует с разной эффективностью
, a
- вероятность нахождения системы в
этих состояниях
(определяется
автоматически ПК АСМ). Тогда
- математическое ожидание
эффективности системы с учетом ее устойчивости.
Оценим с помощью (4) риск аварии на рассматриваемом в примере участке ж.д. Для этого допустим, что авария по причинам одновременного возникновения излома рельса и предмета на рельсах оценивается в 15000 ye. последующих затрат, авария только из-за излома рельса - 10000 ye., а только из-за предмета на рельсах - 5000 ye. Тогда, реальный риск затрат вследствие аварии на участке ж.д. можно автоматически оценить, с помощью ПК АСМ по критерию
у.е.
Технология автоматизированного ОЛВМ анализа сетевых систем предусматривает построение математических моделей таких объектов, в структуре которых должны учитываться не только комбинации, но и последовательности элементарных событий во времени. Такие комбинаторно-последовательные модели могут использоваться при решении задач учета ненадежности переключающих устройств, при поиске на множестве решений, синтезе сетевые планы и др. Для автоматизации процессов построения последовательных моделей функционирования систем потребовалась разработка специальных правил построения и записи функций алгебры логики. Комбинаторно-последовательной является, например, ФРС (1). Представляет интерес противоположная комбинаторно-последовательная логическая модель аварии участка ж.д. [6]:
(6)
Функция (6) формируется автоматически и представляет все возможные минимальные комбинации и последовательности событий, приводящие к ж.д. аварии. Это позволяет использовать технологию автоматизированного ОЛВМ не только для вероятностного анализа безопасности, но и для управления безопасностью в реальном масштабе времени функционирования системы.
Литература
1. Можаев А.С. Общий логико-вероятностный метод анализа надежности структурно сложных систем. Уч. пос. Л.:ВМА, 1988.
2. Можаев А.С. Современное состояние и некоторые направления развития логико-вероятностных методов анализа систем. В сб.: Теория и информационная технология моделирования безопасности сложных систем. Под редакцией И. А. Рябинина. Препринт 101. СПб.: ИПМАШРАН, 1994, С.23-53.
3. Можаев А.С., Алексеев А.О. Автоматизированное структурно-логическое моделирование и вероятностный анализ сложных систем. Там же, Препринт 104. с. 17-42.
4. Можаев А.С. Автоматизированное структурно-логическое моделирование в решении задач вероятностного анализа безопасности. Там же, Препринт 110 с. 16-38..
5. Mozhaev A.S. Theory and practice of automated structural-logical simulation of system. International Conference on Informatics and Control (ICI&C'97). Tom 3. St.Petersburg: SPIIRAS, 1997, p. 1109-1 II 8.
6. Можаев А.С. Формализмы для автоматизации логико-вероятностного моделирования, Труды семинара "Компьютерные системы интеллектуальной поддержки моделирования" СПб.: СПИИРАН, Ленэкспо, 1999, -12 с. WEB-сайт Ленэкспо: http: //www.ienexpo/ru.
7. Можаев А.С., Алексеев А.О. Громов В.Н. Автоматизированное логико-вероятностное моделирование технических систем. Руководство пользователя ПК АСМ, версия 5.0. СПб.: ВИГУ, 1999.
Site of Information
Technologies Designed by inftech@webservis.ru. |
|