Lantsev V., Shamkulashvili E.
Russia, Pskov,
St.Peterburg University of Technology Pskov Politechnics, Pskov Colleg of Civil Engineering and Economics
E-mail: lantsev@ellink.ru; aan@pkse.pskov.ru,
INTELLECTUAL SYSTEMS END INFORMATION TECHNOLOGIES MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS: SEARCHES AND PROBLEMS.
Creation of intellectual systems and search of information technologies management of educational process - one of major tasks in sphere of education. Program-tool multilevel complex "Lesson" allowing to spend employment as in the regular form and for independent study - one of applied intellectual systems used in practice of teaching of special disciplines.
Ланцев В. В., Шамкулашвили Е.А.;
Россия, г. Псков,
Псковский политехнический институт Санкт-Петербургского Государственного Технического Университета, Псковский колледж строительства и экономики.
E-mail: lantsev@ellink.ru, aan@pkse.pskov.ru
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ: ПОИСКИ И ПРОБЛЕМЫ.
Создание интеллектуальных систем и поиск информационных технологий управления учебным процессом - одна из важнейших задач в сфере образования. Программно-инструментальный многоуровневый комплекс “Урок”, позволяющий проводить занятия как в регулярной форме, так и для самостоятельного изучения – одна из прикладных интеллектуальных систем, используемых в практике преподавания спецдисциплин.
Роль новых технологий в практике обучения следует рассматривать как процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Такое направление педагогической науки и практики обусловлено необходимостью создания таких условий для подготовки молодого специалиста, чтобы в новых социально-экономических условиях жизни современный молодой человек чувствовал себя комфортно.
Основными направлениями в реформировании системы обучения являются: усиление практической направленности содержания курсов изучаемых дисциплин; изменение акцентов в учебной деятельности, направленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; использование и увеличение процентной доли заданий, проверяющих различные виды деятельности с применением имеющихся знаний, полученных ранее; интеграция, системный деятельностный подход.
Современный и будущий работодатели заинтересованы в таком работнике, который может думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы: обладает творческим и критическим мышлением, может гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, умеет самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применяет их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, ищет пути рационального их решения, умеет грамотно работать с информацией. Традиционная парадигма образования - "учитель-учебник-ученик" в настоящее время решительно заменяется на новую парадигму - "ученик-учебник-учитель", отражающую гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике. Деятельность преподавательского состава колледжа направлена на решение проблемы личностно-ориентированного образования. Функция преподавателя изменяется с информационно-контролирующей на огранизационно-координирующую и мотивационно-контролирующую.
При реализации программ учебных дисциплин спецкурса специальности 2902 “Строительство и эксплуатация зданий и сооружений”, основными из которых являются: “Архитектура зданий”, “Строительные конструкции”, “Технология и организация строительного производства”, “Инженерные сети”, учитываются основные направления развития образовательного процесса. Свои разработки, рекомендации, исследования педагогический коллектив связывает с личностью ученика, ее индивидуальностью. При подготовке занятий педагоги-практики вносят собственные коррективы имеющихся материалов исходя из разумной целесообразности. Проведение уроков с использованием комплектов учебных программ, разработанных НПФ (Научно-производственная фирма) Головного компьютерного центра ГОССТРОЯ РС ДиСофт - один из путей решения вышеизложенных проблем. Преподаватель здесь выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности студентов, компетентным консультантом и помощником.
Система “Урок” - универсальный редактор обучающих курсов. Программно-инструментальный комплекс “Урок” является сложным многоуровневым программным комплексом. Учебные модули реализованы в программно-инструментальной системе УРОК- версия 4.20. Они рекомендованы для проведения занятий как в регулярной форме ( по расписанию занятий), так и для самостоятельного изучения (факультативов) и отработки пропущенных занятий. Система “Урок” (выпуск 2.1) представляет собой комплект учебных программ, обеспечивающих компьютерное сопровождение профессиональной деятельности преподавателей спецдисциплин специальности 2902 “Строительство и эксплуатация зданий и сооружений”. Используемый комплект учебных программ (выпуск 2.1 а) по предмету ОРСК - основы расчета строительных конструкций является кратким вариантом “электронного учебника”, констатацией фактов, изложенных в учебной литературе по данной дисциплине. Несомненно, высвобождается время преподавателя: отпадает необходимость чтения лекции, изменяется его функция на уроке. Однако при данной подаче материала создаются условия для пассивного восприятия материала. Тестирование является некоторой мотивацией, но весьма слабой.
Сокращение часов на изучение материала и высокие требования (должен знать, уметь) в соответствии со стандартом не позволяют реально осуществить все это, при традиционных методах обучения. Необходимо исходить из позиции оптимального построения учебно-воспитательного процесса, использовать более эффективные методы преподавания, искать нестандартные способы доведения сущности информации.
Наиболее рационально было бы, например, дать материал по трем стадиям напряженно-деформированного состояния изгибаемого элемента (занятие 5) в табличной форме после представленного материала, что явилось бы другой формой представления информации. Затем для ее закрепления использовать метод по типу PAZLS, когда учащийся должен собрать (“построить”) данную таблицу, используя программу “Алгоритм”. В ходе такой работы производится анализ, установление закономерных зависимостей между отдельными элементами (момент ® напряжения ® деформации), т.е. учащийся активно работает с представленной информацией, а не просто конспектирует предложенный материал. Таким образом, “наблюдатели” превращаются в непосредственных участников формирования знаний и умений. Аналогичный прием можно использовать и в других разделах.
Преподавателями колледжа ведется разработка электронных вариантов “Рабочих тетрадей”, используемых на данном этапе в твердой копии. Разработан сценарий “Методика расчета строительных конструкций” для создания компьютерной обучающей программы. В настоящее время преподавателями вуза и колледжа решаются задачи их реализации в электронном виде.
Для контроля качества усвоения знаний и умений в процессе изучения учебного материала и обеспечения наиболее оперативной обратной связи на различных этапах процесса обучения используется система тестирования. В ходе учебного процесса проводится: входное, выходное, промежуточное, комплексное (по 5 предметам) тестирование. Предусматриваются многоуровневые варианты тестов (1, 2 уровня), ведется разработка тестов 3 и 4 уровня. Совместно с НПФ ДиСофт разработан комплект для тестирования по первому разделу “Основные положения проектирования и расчета строительных конструкций и оснований” дисциплины “Строительные конструкции”. Входное и выходное тестирование позволяет преподавателям анализировать работу, расширять межпредметные связи. Промежуточное тестирование, проводимое при рейтинговой системе контроля и оценки знаний учащихся, позволяет повысить мотивацию учащихся к приобретению знаний. При рейтинговой системе контроля достижений учащихся в баллах оцениваются все результаты, достигнутые обучаемым на каждом этапе текущего, промежуточного и обобщающего (конечного, итогового) контроля. Конечно, при этом во много раз возрастает контролирующая функция педагогов (большое количество проверок расчетов учащихся), которые требуют больших затрат энергии и личного времени преподавателей, не укладывающегося в рамки педагогической нагрузки. Но преодолеть это можно путем использования компьютерных технологий. Выполняются проверочные расчеты на ЭВМ, используется автоматизированное тестирование, создаются и используются программы для решения конкретных задач.
С использованием нетрадиционных методов и форм обучения проведение чисто лекционных занятий отходит на второй план, а для проектирования эффективных занятий с использованием активных форм и методов обучения преподавателями разрабатываются учебно-методические комплексы, проводятся открытые уроки. Поддерживаются деловые контакты с ИОЦ “Новый город”, развивается сотрудничество с НПФ ДиСофт.
В связи с повышением необходимой эффективности образовательного процесса вследствие высоких требований к уровню знаний, умений, навыков учащихся и сокращением часов, отводимых на учебные занятия, к преподавателям предъявляются более высокие требования (преподаватель должен быть полипрофессионален). Внедряются новые технологии: модульное обучение, рейтинговая система контроля и оценки учащихся, КСПД при изучении спецдисциплин на всех этапах.
Внедрение средств новых информационных технологий и, в первую очередь, компьютерных позволяет в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.
Надеемся, что объединив усилия специалистов и всех заинтересованных лиц, удастся выработать в наших условиях наиболее оптимальный подход к организации учебного процесса с учетом специфики российской школы и нашей культурной среды.
Site of Information
Technologies Designed by inftech@webservis.ru. |
|