Сайт Информационных Технологий

V.A. Duke

Russia, St. Petersburg, Institute for Computer Science and Automation
Russian Academy of Sciences, v_duke@spiiras.nw.ru

comparison of the "physicists" and "lyric poets" intelligence Structure

In circumscribed work the experimental data representing outcomes of psychological testing of learning specialized St.-Petersburg schools with a physical and mathematical and humanitarian profile are investigated. At first these data are treated by traditional methods of a statistical analysis. Then the technology of logic rule search is applied.

В.А. Дюк

Россия, Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации
Российской Академии Наук, v_duke@spiiras.nw.ru

Сравнение структуры интеллекта “физиков” и “лириков”

 

В описываемой задаче исследуются экспериментальные данные, представляющие собой результаты психологического тестирования учащихся специализированных школ Санкт-Петербурга с физико-математическим и гуманитарным уклоном. Сначала эти данные обрабатываются традиционными методами статистического анализа. Затем применяется технология поиска логических закономерностей.

Ниже нам предстоит на практике убедиться, что к исследованиям людей далеко не всегда следует подходить с позиций классической математической статистики. Это приводит к малосодержательным и нередко бесполезным выводам. В то же время, применение аппарата поиска в данных логических закономерностей способно привести к раскрытию ценных многоаспектных знаний о людях.

Общая характеристика данных

Объектами исследования являются 76 учащихся специализированных школ:

Целью исследования являлось определение различий в структуре интеллекта “физиков” и “лириков”. Естественно было заранее предположить, что у “физиков” более развит “левополушарный” вербальный, а у “лириков” — “правополушарный” невербальный интеллект. Исходя из этого выбирался инструмент психологического исследования, позволяющий оценивать как вербальную, так и невербальную стороны мышления. Конкретно использовались субтесты IN, AN, GE, AR и PL популярного теста Р. Амтхауэра. Ниже этим субтестам дается краткая характеристика:

Сравнение средних значений результатов тестирования в группах “физиков” и “лириков”

Сравнение средних значений каких-либо показателей с помощью статистических Т-критериев считается важнейшим видом анализа экспериментально-психологических данных. Применим этот метод к нашим данным. В табл. 1 приведены средние значения и стандартные отклонения результатов субтестов по группам “физиков” и “лириков”.

Таблица 1. Средние значения и стандартные отклонения результатов субтестов

 

Тест1

Тест 3

Тест4

Тест 5

Тест 7

  Физики Лирики Физики Лирики Физики Лирики Физики Лирики Физики Лирики

Среднее

12,4

9,8

12,9

9,4

16,1

14,4

11,8

6,3

9,9

9,0

Стандарт.
отклонение

2,9

2,9

3,1

3,0

3,5

4,2

3,8

9,1

2,2

2,9

 

На основании статистических критериев по данным таблицы можно сделать следующие выводы:

1. Среднее “здравомыслие” в группе физиков выше среднего “здравомыслия в группе “лириков” с 99 % достоверностью.

2. Средняя “способность к аналогии” в группе физиков выше средней “способности к аналогии” в группе лириков с 99 % достоверностью.

3. Средняя “способность к обобщению” в группе физиков выше средней “способности к обобщению” в группе лириков с 95 % достоверностью.

4. Средняя “способность к “численному мышлению” в группе физиков выше средней “способности к численному мышлению” в группе лириков более чем с 99 % достоверностью.

На рис. 1, где приведены гистограммы распределения тестовых оценок, невооруженным глазом видно, что особенно сильное различие между физиками и лириками наблюдается в способности к численному мышлению (тест 5).

Рис. 1. Сравнительные гистограммы распределения тестовых оценок

Полученные результаты классического статистического анализа экспериментальных данных достаточно тривиальны. Можно было заранее без проведения специального исследования предположить, что у учащихся физико-математических школ окажутся в среднем более высокие способности к установлению аналогий, обобщению (абстрактному мышлению) и умению решать арифметические задачи. Хотя, слегка удивляют их более высокая способность к самостоятельному мышлению (результаты анализа по тесту 1), а также низкие способности гуманитариев решать простые арифметические задачи (тест 5).

Вместе с тем, представленный экспериментальный материал дает основание для попыток установления более глубоких и содержательных отличий гуманитариев от естественников, чем это выявляется с помощью классического статистического аппарата, оперирующего усредненными характеристиками совокупностей объектов. Вообще усреднение характеристик объектов с высоким уровнем сложности системной организации является во многом фиктивной операцией, не имеющей смысла (по выражению Б. С. Ястремского, не имеет смысла средняя высота дома на улице, состоящей из дворцов и лачуг). Совокупности таких объектов являются принципиально неоднородными, полиморфными и для описания закономерностей таких совокупностей должен использоваться аппарат, умеющий выявлять и учитывать указанные неоднородности.

Такими свойствами обладают методы индуктивного логического вывода, позволяющие находить в ограниченном наборе экспериментальных данных логические закономерности. Мы будем искать логические закономерности вида

(событие 1) и (событие 2) и … и (событие N),

характерные для каждой из исследуемых групп учащихся. Под событием здесь понимается, что значение какого-либо определенного теста попадают в некоторый заданный интервал значений. Таким образом, логическая закономерность в данном случае представляет собой “комплекс психологических характеристик, часто встречающийся у одной группы испытуемых и редко у другой”.

Логические закономерности, характерные для физиков и лириков, приведены в табл. 2.

 

 

Таблица 2. Логические закономерности, характерные для “физиков” и “лириков”


п/п

Логическое высказывание

Точность

Полнота

ФИЗИКИ

1

(способность к аналогиям средняя и высокая) и (способность к обобщению средняя) и (численное мышление среднее и высокое)

92,0 %

61 %

2

(способность к обобщению высокая) и (численное мышление среднее и высокое) и (юноши)

90,0 %

73 %

3

(здравомыслие среднее и высокое) и (способность к аналогиям высокая) и (воображение среднее)

100 %

29 %

4

(способность к аналогиям высокая) и (способность к обобщению высокая) и (численное мышление среднее и высокое) и (юноши)

94,7 %

69 %

5

(способность к аналогиям средняя и высокая) и (способность к обобщению высокая) и (численное мышление среднее и высокое)

80,6 %

76 %

ЛИРИКИ

6

(здравомыслие среднее и низкое) и (способность к обобщению средняя и низкая) и (численное мышление среднее и низкое) и (воображение среднее и слабое)

100 %

37 %

7

(способность к обобщению средняя и низкая) и (численное мышление низкое)

90,5 %

50 %

8

(способность к аналогиям средняя и низкая) и (воображение среднее и слабое) и (девушки)

88,9 %

80 %

9

(способность к аналогиям средняя и низкая) и (численное мышление среднее и низкое) и (воображение среднее и слабое)

92,9 %

34 %

10

(здравомыслие среднее и низкое) и (численное мышление низкое)

100 %

58 %

11

(здравомыслие среднее и низкое) и (способность к аналогиям средняя и низкая) и (численное мышление низкое) и (воображение слабое)

100 %

50 %

Приведенные логические закономерности демонстрируют значительную неоднородность объектов исследования — людей. Как видим, потребовалось 11 разнообразных высказываний, чтобы с разных сторон осветить особенности многоплановой структуры интеллекта физиков и лириков. При этом остро проявились определенные слабости мыслительной деятельности у учащихся гуманитарных школ. Буквально все высказывания, относящиеся к лирикам, говорят об их средних и низких тестовых оценках, в то время как у физиков оценки всегда средние и высокие (наиболее яркие высказывания выделены в таблице). Возможно, такая картина связана с ограниченностью данного психологического эксперимента. Но, в любом случае, полученные результаты могут служить весомыми аргументами в известном споре о физиках и лириках.


Site of Information Technologies
Designed by  inftech@webservis.ru.