V.A. Duke
Russia, St. Petersburg, Institute for Computer Science and Automation
Russian Academy of Sciences, v_duke@spiiras.nw.ru
comparison of the "physicists" and "lyric poets" intelligence Structure
In circumscribed work the experimental data representing outcomes of psychological testing of learning specialized St.-Petersburg schools with a physical and mathematical and humanitarian profile are investigated. At first these data are treated by traditional methods of a statistical analysis. Then the technology of logic rule search is applied.
В.А. Дюк
Россия, Санкт-Петербургский институт
информатики и автоматизации
Российской Академии Наук, v_duke@spiiras.nw.ru
Сравнение структуры интеллекта “физиков” и “лириков”
В описываемой задаче исследуются экспериментальные данные, представляющие собой результаты психологического тестирования учащихся специализированных школ Санкт-Петербурга с физико-математическим и гуманитарным уклоном. Сначала эти данные обрабатываются традиционными методами статистического анализа. Затем применяется технология поиска логических закономерностей.
Ниже нам предстоит на практике убедиться, что к исследованиям людей далеко не всегда следует подходить с позиций классической математической статистики. Это приводит к малосодержательным и нередко бесполезным выводам. В то же время, применение аппарата поиска в данных логических закономерностей способно привести к раскрытию ценных многоаспектных знаний о людях.
Общая характеристика данных
Объектами исследования являются 76 учащихся специализированных школ:
Целью исследования являлось определение различий в структуре интеллекта “физиков” и “лириков”. Естественно было заранее предположить, что у “физиков” более развит “левополушарный” вербальный, а у “лириков” — “правополушарный” невербальный интеллект. Исходя из этого выбирался инструмент психологического исследования, позволяющий оценивать как вербальную, так и невербальную стороны мышления. Конкретно использовались субтесты IN, AN, GE, AR и PL популярного теста Р. Амтхауэра. Ниже этим субтестам дается краткая характеристика:
Сравнение средних значений результатов тестирования в группах “физиков” и “лириков”
Сравнение средних значений каких-либо показателей с помощью статистических Т-критериев считается важнейшим видом анализа экспериментально-психологических данных. Применим этот метод к нашим данным. В табл. 1 приведены средние значения и стандартные отклонения результатов субтестов по группам “физиков” и “лириков”.
Таблица 1. Средние значения и стандартные отклонения результатов субтестов
Тест1 |
Тест 3 |
Тест4 |
Тест 5 |
Тест 7 |
||||||
Физики | Лирики | Физики | Лирики | Физики | Лирики | Физики | Лирики | Физики | Лирики | |
Среднее |
12,4 |
9,8 |
12,9 |
9,4 |
16,1 |
14,4 |
11,8 |
6,3 |
9,9 |
9,0 |
Стандарт. |
2,9 |
2,9 |
3,1 |
3,0 |
3,5 |
4,2 |
3,8 |
9,1 |
2,2 |
2,9 |
На основании статистических критериев по данным таблицы можно сделать следующие выводы:
1. Среднее “здравомыслие” в группе физиков выше среднего “здравомыслия в группе “лириков” с 99 % достоверностью.
2. Средняя “способность к аналогии” в группе физиков выше средней “способности к аналогии” в группе лириков с 99 % достоверностью.
3. Средняя “способность к обобщению” в группе физиков выше средней “способности к обобщению” в группе лириков с 95 % достоверностью.
4. Средняя “способность к “численному мышлению” в группе физиков выше средней “способности к численному мышлению” в группе лириков более чем с 99 % достоверностью.
На рис. 1, где приведены гистограммы распределения тестовых оценок, невооруженным глазом видно, что особенно сильное различие между физиками и лириками наблюдается в способности к численному мышлению (тест 5).
Рис. 1. Сравнительные гистограммы распределения тестовых оценок
Полученные результаты классического статистического анализа экспериментальных данных достаточно тривиальны. Можно было заранее без проведения специального исследования предположить, что у учащихся физико-математических школ окажутся в среднем более высокие способности к установлению аналогий, обобщению (абстрактному мышлению) и умению решать арифметические задачи. Хотя, слегка удивляют их более высокая способность к самостоятельному мышлению (результаты анализа по тесту 1), а также низкие способности гуманитариев решать простые арифметические задачи (тест 5).
Вместе с тем, представленный экспериментальный материал дает основание для попыток установления более глубоких и содержательных отличий гуманитариев от естественников, чем это выявляется с помощью классического статистического аппарата, оперирующего усредненными характеристиками совокупностей объектов. Вообще усреднение характеристик объектов с высоким уровнем сложности системной организации является во многом фиктивной операцией, не имеющей смысла (по выражению Б. С. Ястремского, не имеет смысла средняя высота дома на улице, состоящей из дворцов и лачуг). Совокупности таких объектов являются принципиально неоднородными, полиморфными и для описания закономерностей таких совокупностей должен использоваться аппарат, умеющий выявлять и учитывать указанные неоднородности.
Такими свойствами обладают методы индуктивного логического вывода, позволяющие находить в ограниченном наборе экспериментальных данных логические закономерности. Мы будем искать логические закономерности вида
(событие 1) и (событие 2) и … и (событие N),
характерные для каждой из исследуемых групп учащихся. Под событием здесь понимается, что значение какого-либо определенного теста попадают в некоторый заданный интервал значений. Таким образом, логическая закономерность в данном случае представляет собой “комплекс психологических характеристик, часто встречающийся у одной группы испытуемых и редко у другой”.
Логические закономерности, характерные для физиков и лириков, приведены в табл. 2.
Таблица 2. Логические закономерности, характерные для “физиков” и “лириков”
№ |
Логическое высказывание |
Точность |
Полнота |
ФИЗИКИ |
|||
1 |
(способность к аналогиям средняя и высокая) и (способность к обобщению средняя) и (численное мышление среднее и высокое) |
92,0 % |
61 % |
2 |
(способность к обобщению высокая) и (численное мышление среднее и высокое) и (юноши) |
90,0 % |
73 % |
3 |
(здравомыслие среднее и высокое) и (способность к аналогиям высокая) и (воображение среднее) |
100 % |
29 % |
4 |
(способность к аналогиям высокая) и (способность к обобщению высокая) и (численное мышление среднее и высокое) и (юноши) |
94,7 % |
69 % |
5 |
(способность к аналогиям средняя и высокая) и (способность к обобщению высокая) и (численное мышление среднее и высокое) |
80,6 % |
76 % |
ЛИРИКИ |
|||
6 |
(здравомыслие среднее и низкое) и (способность к обобщению средняя и низкая) и (численное мышление среднее и низкое) и (воображение среднее и слабое) |
100 % |
37 % |
7 |
(способность к обобщению средняя и низкая) и (численное мышление низкое) |
90,5 % |
50 % |
8 |
(способность к аналогиям средняя и низкая) и (воображение среднее и слабое) и (девушки) |
88,9 % |
80 % |
9 |
(способность к аналогиям средняя и низкая) и (численное мышление среднее и низкое) и (воображение среднее и слабое) |
92,9 % |
34 % |
10 |
(здравомыслие среднее и низкое) и (численное мышление низкое) |
100 % |
58 % |
11 |
(здравомыслие среднее и низкое) и (способность к аналогиям средняя и низкая) и (численное мышление низкое) и (воображение слабое) |
100 % |
50 % |
Приведенные логические закономерности демонстрируют значительную неоднородность объектов исследования — людей. Как видим, потребовалось 11 разнообразных высказываний, чтобы с разных сторон осветить особенности многоплановой структуры интеллекта физиков и лириков. При этом остро проявились определенные слабости мыслительной деятельности у учащихся гуманитарных школ. Буквально все высказывания, относящиеся к лирикам, говорят об их средних и низких тестовых оценках, в то время как у физиков оценки всегда средние и высокие (наиболее яркие высказывания выделены в таблице). Возможно, такая картина связана с ограниченностью данного психологического эксперимента. Но, в любом случае, полученные результаты могут служить весомыми аргументами в известном споре о физиках и лириках.
Site of Information
Technologies Designed by inftech@webservis.ru. |
|