О СОЗДАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
А.А. Бойцов1, Э.В. Чайкин2
1Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ”ЛЭТИ”им. В.И.Ульянова (Ленина),
2
ЮФ "Налогово-правовая служба" (г. Мурманск)Abstract – The problem of designing of the complex information base for operative and complete estimation of enviromental situation at Murmansk region is discussed. The examples of the ecological offences of the main polluting organizations at Murmansk region's environment illustrating the main aspects of the information base design are given.
Россия - одна из стран с наиболее неудовлетворительной экологической обстановкой. Более 24 тысяч предприятий - злостные загрязнители воды и воздуха, их деятельность зачастую преступна по действующему законодательству. Но по-прежнему плохо понятые "экономические" интересы преобладают над экологическими, хотя только экономические убытки от загрязнения ежегодно равны половине национального дохода страны, а народ РФ находится на грани вырождения (по стандартам здоровья ВОЗ при ООН). Большинство экологических проблем в промышленных регионах РФ одинаковы, причем около 15 % территории страны можно признать зонами экологического бедствия [1]. Комплексное решение экологических проблем невозможно только научно-техническими методами, нужны также значительные юридические усилия, центральное место в которых занимает оценка правомерности и характеристик природопользования.
Такая оценка определяется тремя основными проблемами. Во-первых, это проблема нормирования качества окружающей среды. Предельно-допустимые нормативы - зачастую есть на практике вынужденный компромисс между экономикой и экологией, позволяющий не только охранять жизнь и благополучие человека, но и развивать хозяйство. Во-вторых, проблема в том, что эти нормативы - технические или технико-экономические, а не правовые. Поэтому выполнение нормативов обязательно только после утверждения компетентным органом, а иногда устанавливаются и временные ПДВ, ПДС (и надолго!), значительно превышающие обычные нормы и позволяющие загрязнять среду "по закону". В-третьих, наконец, возникают правовые проблемы контроля за исполнением нормативов, возмещения ущерба, финансово-экономические проблемы рационального вложения средств в оздоровление экологической обстановки конкретного региона, на конкретном предприятии-загрязнителе.
По материалам официальных государственных докладов Мурманского областного комитета экологии и природных ресурсов на территории области существуют все наиболее характерные модели экологических правонарушений, совершаемые крупными подразделениями Министерства обороны Российской Федерации, в частности, в/ч Северного флота, предприятиями цветной металлургии и другими предприятиями-загрязнителями. Эти экологические правонарушения наносят колоссальный вред окружающей природной среде и вызывают необратимые процессы в сфере природопользования и жизнедеятельности людей.
Основными из них в этой сфере являются: аварийные сбросы нефтепродуктов в акватории со списанных подводных лодок и военных кораблей, баз дислокации, аварии хранилищ горюче-смазочных материалов (в местах хранения) и выбросы вредных веществ в окружающую природную среду промышленными гигантами ОАО “Североникель” и АО ГМК “Печенгоникель”.
Для того, чтобы исследовать эти модели экологических правонарушений, а именно - установить факт экологического правонарушения, т.е. фиксировать причинно-след-ственную связь между фактом сброса (выб-роса) и уровнем непосредственного нанесения вреда окружающей природной среде, а также наиболее вероятные и эффективные возможности возмещения этого вреда необходимо :
1. Создание информационной базы данных по совершенным экологическим правонарушениям за определенный отрезок времени.
2. Создание информационной базы данных основных параметров и характеристик экологических правонарушений, их особенностей и различий по следующим признакам и направлениям.
а) Техногенные аварии вследствие износа и выработки специализированного оборудования и специализированных сооружений объектов повышенной экологической опасности.
б). Техногенные аварии вследствие нарушений условий и техники безопасности эксплуатации объектов повышенной опасности.
в). Техногенные аварии в плановых, т.е. умышленных выбросах (сбросах) вредных веществ в окружающую природную среду (которые преследуют различного рода экономические выгоды и интересы - по служебной и производственной необходимости, на объектах повышенной экологической опасности).
3. Создание информационной базы данных по вероятности рисков экологических правонарушений на основе исследований объектов повышенной опасности по следующим признакам.
а) Исследования и систематизация инженерно-технических параметров, допустимых режимов эксплуатации и прочих характеристик объектов повышенной опасности.
б) Исследования и систематизация данных: экологических экспертиз промышленных проектов, соблюдения стандартов по оборудованию, соответствия пожарным, са-нитарным нормам и нормам радиационного контроля.
4). Создание информационной базы данных объектов повышенной экологической опасности (по признакам всестороннего исследования их природного местонахождения) - на случай ликвидации последствий аварий техногенного характера.
5). Создание информационной базы данных по эколого-экономическим моделям и их исследованиям (технико-экономические обоснования) возможной реконструкции и реорганизации объектов повышенной экологической опасности с целью минимизации возможного ущерба вследствие экологических правонарушений по следующим направлениям.
а) Исследование объективных экономических условий эксплуатируемых объектов повышенной опасности.
б) Исследование возможных источников привлечения средств на необходимые природоохранные мероприятия.
Создание такого комплекса информационно-природоохранных мер позволит более эффективно выявлять и фиксировать различного рода экологические правонарушения, совершаемые работниками предприятий повышенной экологической опасности на территории Кольского полуострова.
Своевременное выявление и фиксирование данных правонарушений позволяет на начальной стадии определять характер нанесенного вреда, квалифицированно, оперативно и комплексно исследовать его в эколого-правовом аспекте. Это позволит экстренно принимать возможные меры по предотвращению вреда окружающей природной среде и его возмещению. Создание комплексной информационной системы баз данных позволит устранять на основе обоснованных плановых экономических проектов возможные аварии техногенного характера. На основании подобной системы данных будет строиться объективная база доказательств по фактам экологических правонарушений и их последствий в арбитражных судах при спорах по возмещению вреда окружающей природной среде. Для того, чтобы более подробно исследовать данную проблему, рассмотрим ее на примере конкретных арбитражных дел, выигранных Мурманским областным комитетом экологии и природных ресурсов по искам к подразделениям Северного Флота Российской Федерации.
Арбитражный суд Мурманской области.
Истец: Мурманский областной комитет экологии и природных ресурсов
Ответчики: войсковая часть N1,
войсковая часть N2,.
Сумма иска 9 398 652 000 руб
Извлечение из искового заявления
18 июня 1996 года, в ходе плановой проверки соблюдения природоохранного законодательства на военных объектах, установлен факт загрязнения нефтепродуктами акватории озера О. на площади 1600 кв. метров, впадающего в это озеро ручья на протяжении 250 пог.метров и прилегающего к ним болота на площади 30000 кв. метров: оказалась загрязненной и вытекающая из озера О. река М.
Источниками загрязнения явились действующие и демонтированные нефтепроводы войсковых частей Северного флота N1 и N2.
Представители ответчиков против удовлетворения исковых требований возражали, указав, что загрязнение на озере ликвидировано полностью, вред может быть возмещен в натуре.
По данному арбитражному делу выявились следующие проблемы.
Факт правонарушения был установлен с опозданием на 7 месяцев.
Из-за отсутствия базы данных по вышеуказанным признакам собрать доказательства по данному правонарушению, не зная существа вопроса, технических характеристик, особенностей и прочих условий эксплуатации, крайне сложно.
Правонарушитель, пользуясь некомпетентностью природоохранительных органов в данных вопросах, всячески скрывает как сам факт правонарушения, так и фактические его последствия.
Своевременно устранить нанесенный вред окружающей природной среде в таких условиях практически невозможно.
Приведем извлечение из другого решения Арбитражного суда Мурманской области.
...Из материалов дела следует, что 20 апреля 1995 г. Мурманским областным комитетом экологии и природных ресурсов проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в Печенгской Губе. При проверке установлено, что в водах Печенгской Губы затоплены списанные корабли, на территории базы находятся свыше 80 емкостей, заполненных горюче-смазочными веществами. Три емкости с нефтепродуктами имеют протечки ГСМ на грунт, 25% территории нефтебазы до среза воды залиты нефтепродуктами. По результатам проверки в/ч было выдано предписание. С доводами, приведенными в Арбитражном суде, ответчик не согласился.
В данных арбитражных делах истец сумел отстоять свои законные требования, однако это, пожалуй, исключение из правил правоприменительной практики. Обычно военным организациям удается уйти от экологической ответственности, используя режим секретности, невозможность независимого экологического контроля территории, доступа к документам. Даже при положительных решениях суда дела затягиваются на годы, выплаты по выигранным искам трудно взыскать, у исполнительных органов суда мало рычагов воздействия на МО РФ. Такое положение особенно неудовлетворительно в масштабе страны с учетом того, что армия и военная промышленность - одни из наиболее загрязняющих природную среду субъектов [ 2, с. 411].
Извлечение из искового заявления Мурманского областного комитета экологии и природных ресурсов к АО ГМК "Печенгоникель" и решения Арбитражного суда Мурманской области (11 июля 1997 г.).
Сумма иска 30 879 427 672 руб.
"АО ГМК "Печенгоникель" уклоняется от перечисления ... платежей за загрязнение окружающей природной среды за 1996 г...., нарушает требования ст. 20 Закона "Об охране окружающей природной среды", ...постановления Правительства № 632, постановления Администрации Мурманской области № 97 "О плате за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду"... .
В данном случае ответчик признал исковые требования частично, обосновывая это тем, что в 1996 г. предприятие несло убытки и поэтому не должно осуществлять платежи за сверхнормативное загрязнение окружающей природной среды. Суд принял решение о взыскании с ответчика требуемой суммы, но, с учетом отсутствия средств, обратить взыскание на имущество, принадлежащее АО ГМК "Печенгоникель".
На протяжении 1996-98 гг Мурманским областным Арбитражным судом было взыскано с подразделений Северного Флота и предприятий цветной металлургии около 125 000 000 рублей в ценах 1998 г. К сожалению, только небольшая до-
ля этих средств реально поступила в областной экологический фонд. Однако реальные природоохранные мероприятия требуют фактических, а не "бумажных" финансовых затрат, которые существующий экономический и правовой механизм природопользования пока не обеспечивает.
При создании информационной экологической базы данных комплекс природоох-ранных мер по выявлению, фиксированию, исследованию и, как результат, - возмещению вреда окружающей природной среде, становится одним из наиболее эффективных и действенных механизмов в решении данной проблемы.
Необходимо также учитывать, что подобная информационная система может являться эффективным инструментом многих профилактических природоохранных мероприятий, направленных на предотвращение аварий техногенного характера.
Литература
1. Жевлаков Э. Н. Экологические правонарушения и ответственность. - М., 1997.
2. Петров В. В. Экологическое право России. - М., 1997
.
Site of Information
Technologies Designed by inftech@webservis.ru. |
|