ПРИМЕНЕНИЕ НЕПАРАМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ К СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ ДАННЫХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
С. А. Парыгина
Череповецкий государственный университет
В настоящее время актуальной является задача грамотного и обоснованного применения статистических методов в процессе обработки экспериментальных данных в психологии, но на пути взаимодействия психологии и математической статистики нередко возникают трудности, связанные со спецификой психологических исследований. Во-первых, большое количество измерений случайных величин, характеризующих различные стороны психологических явлений производится в номинальной и порядковой шкалах. Во-вторых, часто неизвестны типы вероятностных законов распределения этих случайных величин. Непараметрические методы более тонко учитывают особенности измерений в психологии, чем параметрические методы, так как “…не предназначены специально для какого-нибудь параметрического семейства распределений и не используют его свойства”
[3].В работе рассматривается исследование “Психологический контроллер”, проводимое в ЧГУ, которое направлено на выявление взаимосвязи профессионального самоопределения студентов
с чертами характера. В качестве объектов исследования были выбраны 5 групп студентов–первокурсников ЧГУ, обучающихся по специальностям: прикладная математика, английский язык, психология, профессиональное обучение, валеология. Эксперимент включает 2 части: исследование акцентуаций характера испытуемых с помощью опросника К. Леонгарда и личностных особенностей респондентов с помощью опросника Р. Кеттела.На 1-м этапе обработки данных была поставлена задача: установить значимые различия по психологическим характеристикам между академическими группами. Для ее решения были использованы непараметрические критерии Краскела-Уоллиса, Вилкоксона и Джонкхиера. Из 29 психологических характеристик значимые различия проявились лишь для личностных факторов
B “Интеллект”, G “Высокая нормативность поведения”, I “Жескость-чувствительность” на уровне значимости ?=0,05 [2].Таким образом, результаты обработки данных эксперимента показали, что у студентов, выбравших специальность “Психология”, наблюдаются более высокие показатели интеллекта, чем у студентов, выбравших специальность “Иностранный язык”. Кроме того, студенты, выбравшие специальность “Профессиональное обучение” более склонны контролировать свое поведение, чем студенты, выбравшие специальность “Иностранный язык”. Но при переходе к следующему фактору
I ситуация изменяется: студенты, выбравшие специальность “Иностранный язык” оказались более чувствительными, склонными к сопереживанию, чем студенты – психологи. В свою очередь, студенты – психологи оказались более чувствительными, чем студенты, выбравшие специальность “Профессиональное обучение”. Также, студенты, выбравшие специальность “Профессиональное обучение” оказались более жесткими и черствыми, чем студенты – валеологи.Представленные результаты были подтверждены при исследовании значимых различий в распределениях психологических характеристик между каждой академической группой и множеством всех обследованных студентов. Для решения этой задачи был использован непараметрический критерий Смирнова. В результате оказалось, что на уровне значимости ?=0,1 по фактору В оценки группы студентов-психологов более высокие, чем для всей выборки, по фактору
G оценки студентов, выбравших специальность “Иностранный язык” более низкие, чем для всей выборки и по фактору I оценки студентов, выбравших специальность “Профессиональное обучение” более низкие, чем для всей выборки.Проведенный анализ приводит к выводу, что разделение студентов по академическим группам не является содержательным с точки зрения психосоматических характеристик. В этой и многих других подобных ситуациях возникает другая задача: выделение кластеров по психосоматическим характеристикам и их описание. Для решения данной задачи наиболее эффективными, по нашему мнению, являются методы кластерного анализа.
Эти методы позволяют разбить исходное множество объектов на отдельные группы, каждая из которых содержит объекты со сходными психологическими характеристиками. Тем самым кластер-анализ позволяет классифицировать обследованных студентов-первокурсников по их акцентуациям характера и личностным особенностям и выделить основные типы студентов с определенным набором психологических характеристик. Такой анализ данных, по нашему мнению, дает значительно более полную и всестороннюю картину распределения психологических характеристик среди студентов-первокурсников.Литература
Site of Information
Technologies Designed by inftech@webservis.ru. |
|