Сайт Информационных Технологий

2.1.1. Некоторые вопросы теории систем

Создание систем автоматизации начинается с опенки организационной сложности объекта и его структуры. За методологическую основу оценки можно принять классификацию систем по уровню их организационной сложности. Выделяют следующие уровни сложности:

1. Уровень статической структуры.

2. Уровень простой динамической системы с предопределенными, обязательными движениями (уровень “часового механизма”).

3. Уровень механизма управления или, другими словами, кибернетической системы. Отличается от простой системы устойчивого равновесия тем, что передача и анализ информации составляют существенную часть системы.

Далее следуют уровня восходящей сложности - от живой клетки к человеку. Высшим уровнем принято считать “общественный институт”.

На основе данной классификации можно принять, что предприятие типа серийного завода, работающее по сложному, изменяемому, но всё же, определённому алгоритму относится к уровню “механизма управления”, а научно-производственное объединение – производство неалгоритмизируемое – к уровню “общественного института”. Даже из этого примера видно, что границы разделения уровней по организационной сложности достаточно “размыты”. Отсюда следует важный вывод о необходимости концептуального подхода к оценке сложности объекта, который всегда обладает элементами высшего уровня сложности. Без учёта этих особенностей попытка автоматизации организационного управления обречена на неудачу. Поясним, что такое организационное управление.

Автоматизация сложных объектов имеет две взаимосвязанных стороны. С одной стороны, автоматизация связана с управлением собственно производственными процессами. Эти процессы алгоритмизируемы, они имеют количественные критерии и оптимальные решения. С другой стороны, автоматизация направлена на поиск пути, ведущего к качественно новой цели, описать которую набором критериев и оптимизационными постановками невозможно. Эта цель возникает в момент, когда достигнутый уровень автоматизации производственных процессов, изменяет уровень организационной сложности объекта управления в целом. Поэтому организационное управление представляет собой поиск пути к качественно новой цели в процессе производства. Отсюда следует, что знание является основой организационного управления.


Site of Information Technologies
Designed by  inftech@webservis.ru.