1. Понятие ИСУ
1.1. Классификация систем
Для того, чтобы определить класс
систем, рассматриваемых в данной работе,
приведем иерархию систем, предложенную
Боулдингом. Его важнейшей заслугой является
формирование некоторой условной порядковой
шкалы сложности систем, на которую они
проецируются по признаку их отношения и
механизмов переработки входных потоков
инфорации.
В сокращенном виде эта шкала выглядит
следующим образом:
- Первый уровень – уровень статической
структуры. Описание этой структуры служит
началом систематизированных теоретических
знаний, так как невозможно создать точную
функциональную или динамическую теорию, не имея
достоверного описания статических
взаимоотношений.
- Второй уровень – уровень простой динамической
системы с предопределенными, обязательными
движениями. Он может быть назван уровнем
“часового механизма”.
- Третьим является уровень механизма управления
или, другими словами, системы с управляемыми
циклами обратной связи (кибернетический
уровень). Он отличается от простой системы
устойчивого равновесия главным образом тем
свойством, что передача и анализ информации
составляют существенную часть системы. Это
простейший из всех уровней систем, существующих
в мире, где информационные потоки и их
переработка могут влиять на систему.
- Четвертый уровень – “открытая система”,
самосохраняющаяся структура. Этот уровень, на
котором живое начинает отличаться от неживого,
может быть назван уровнем “клетки”. Это уровень
зарождения собственного отношения системы к
входящей информации, уровень промежуточный
между пассивной и активной реакцией на входную
информацию.
- Пятый уровень можно назвать
“генетически-общественным” или уровнем
“растения”. Здесь речь идет о специфической
форме реакции на возмущающую информацию,
присущую миру растений и связанную, например, с
известными степенями приспособляемости и
другими реакциями на внешние воздействия.
- Шестой уровень – уровень “животных”, который
характеризуется наличием подвижности,
целенаправленным поведением и осведомленностью.
Трудности предсказания поведения этих систем
возрастают из-за того, что между взаимодействием
и реакцией на него вклинивается образ. Чем выше
организация индивидуума, тем заметнее
становится то, что его поведение не является
простым ответом на какое-то воздействие, а
определяется “образом”, или структурой знания.
Следующий уровень
рассматривает отдельного человека как систему и
называется “человеческий”. Кроме всех или почти
всех характеристик “животных” систем, человек
обладает самосознанием, которое отличает его от
простой осведомленности животного. Человеческое
воображение помимо того, что оно сложнее, чем у
высших животных, обладает свойством
самоотражения – человек не только знает, но и
осознает, что он знает. Это тесно связано с
явлениями языка и с использованием символов.
Общественные (социальные) институты составляют
следующий уровень организации. Это важнейший для
человека класс систем, на который обращает наше
внимание гипотеза Поспеловых, рассмотренная
ниже.
Чтобы завершить построение структуры иерархии
систем, необходимо добавить последний уровень –
трансцендентные системы. Данный уровень
указывает на возможность существования
некоторого еще более сложного класса систем.
В данной классификации важным
моментом является выделение систем, более
сложного уровня, нежели третий
“кибернетический”, для отдельного рассмотрения
по параметру невозможности нахождения для них
строгого математического описания. Они получили
собирательное название уровня “живых систем”
(как это принято в работах фон Берталамфи, К.
Боулдинга и ряда других ученых).
Классификация К. Боулдинга указывает
на процесс непрерывного повышения значимости
информационной составляющей (от энтропийной
оценки к контекстно-зависимой) по мере роста
организационной и поведенческой сложности
систем вплоть до возникновения уровня
“социального института”.
В соответствии с темой работы, нас
интересует проблема управления систем восьмого
уровня – уровня общественного (социального)
института, т.е. абстрактных систем, существование
которых вызвано текущей потребностью,
обеспечивающей на данный момент существование
человека.