Сайт Информационных Технологий

3.4. Информация объектная, бесконтекстная

Продолжим рассмотрение вариантов “псевдоинформации” и перейдем к рассмотрению бесконтекстных сообщений документографического уровня, имеющих в несущем сигнале некоторые сведения о своей изначальной структуре. Здесь, как и в прошлом случае, сообщение может нести в себе только то, что необходимо для запуска интерпретирующей машины приемника. Все, что возможно при этом получить, “уже заложено алгоритмически” в сообщение и более не уточняется при интерпретации в приемнике.

Такого рода вариант пассивной обработки сигнала предопределяет приемник как “объект”, некоторую пассивную сущность “терпящую познание”, и противоположную сущности активной “субъекту”. Соответственно, информация, вырабатываемая в объекте, может быть названа объектной (informatio objecta).

И здесь, также как и в предыдущем случае нас интересует, конечно, не столько прямой текст входного сообщения, а все то, что впрямую (на языке сообщения) в этот текст не заложено и, кроме того, – все, что имеется в этом тексте, прямо и косвенно указывающее на его структурное построение.

Явление возникновения информации объектной – это явление, сущность которого выражается в возможности порождении на стороне приемника из сигнала, воспринимаемого как структурированная посылка, некоторого построения, имеющего синтаксически правильную и семантически интерпретируемую структуру, обеспечиваемого за счет алгоритмически предусмотренных процедур восприятия структурированного сигнала.

Для реализации этого явления необходимо наличие в приемнике компьютера фон Неймановской структуры, в котором реализуются упомянутые выше алгоритмы с некоторым программным добавлением – заранее спроектированной базой данных и системы управления ею (БД и СУБД).

Отличием такой конструкции от предыдущего случая является алгоритмически предусматриваемый выбор контекста интерпретации сообщения из набора предусмотренных случаев, или даже расширение этого набора в процессе существования системы. Но, конечно, последнее тоже реализуется чисто алгоритмическими средствами.

Поэтому и здесь все построения являются построениями программно-автоматными, т.е. построениями, работающими по раз навсегда заданной процедуре выбора “псевдосемантического решения”, хотя и довольно сложным путем, который по существующей традиции относят к адаптивным или “интеллектуализированным” построениям.

Как пример, здесь можно привести любые справочные системы, содержащие структурированные, например, реляционные базы, занимающиеся автоматической обработкой поступающих текстовых сообщений. Фактическая процедура такой обработки всегда без исключений выглядит следующим образом.

Входной текст алгоритмически интерпретируется с целью уложения его в существующую структуру хранения имеющейся базы. Далее этот текст сравнивается с сообщениями, имеющими близкую структуру и терминологию, что эквивалентно механистическому подбору не только похожих сообщений, но и контекста восприятия, задаваемого сравнением сообщения с тем или иным хранимым текстом. В некоторых случаях, например, при задании поискового образа, фактически задается принудительный вариант интерпретации сообщения.

Все это, конечно, в информационном смысле мало отличается от предыдущего случая, и все, что выше сказано о явлении порождения информации практически один к одному (кроме расширения выбора интерпретаций за счет структурных возможностей базы) распространяется и на этот случай, включая и рассуждения об управлении.

Так же как и в прошлом случае можно дать еще одно определение informatio objecta, равноправное с предыдущим. Можно сказать, что это явление, заключающееся в том, что сигнал рассматривается как некоторая структура из диапазона предписанных структур и воспринимается как программа (или данные к заранее разработанной программе) работы некоторой машины порождения информации {Машины, порождающей множество свободных интерпретаций (интерпретаций не ограниченных глубиной или логикой ассоциации) на основании команды и данных, которыми является входной сигнал.} для последующего выбора или конструирования контекста его восприятия, причем в разных приемниках и контекст, и выбор может быть различен.

На уровне выбранного контекста формируется решение по интерпретации полученного сообщения, после чего возникают условия для алгоритмической выработки ответного текстового сообщения.

В связи с тем, что какой-то из контекстов по заданным характеристикам (структуре, терминологии, поисковому образу, “эстетичному виду” наконец) всегда будет существовать, интерпретации, в принципе, могут быть подвергнуты любые сообщения. Это определяет переход во всех “информационно-поисковых” системах от понятия сигнального шума (помех) к шуму, определяющемуся выработкой ложного сообщения при неверном определении изначального контекста сообщения, то есть к тому, что можно назвать информационным шумом. Естественно, что это производится при условии оценки шума на уровне внутренних преобразований в базе, а не по выработанному текстовому ответу на входную посылку.

В последнем случае это будет уже не информационный шум, а просто неправильная трактовка входного сообщения, для уточнения которой был бы полезен некоторый цикл общения приемника и передатчика сообщения. Но это уже прерогатива устройств порождения и использования информации следующего уровня сложности. Перейдем к его рассмотрению.


Site of Information Technologies
Designed by  inftech@webservis.ru.