Архитектура открытых систем
Основным путем развития науки XXI века
во всех ее направлениях и приложениях станет прогрессирующий переход от аксиоматических теорий и моделей, от замены естественного языка человека математическими символами, к исследованию открытых систем. Наука будет базироваться на Природной аксиоматике Открытого Мира, на исследовании самих систем, а не их моделей, применяя для этого аппарат, адекватный Миру, построенному из движения и как движение – новый аппарат его представления и конструирования, “Природную Математику” Мира открытых систем.
Предуведомление: осторожно, открытые системы
Информодинамику можно было принять давно. Природа никогда не прятала свою феноменологию и вложенность динамических процессов. Однако вооружения можно делать и без этого, а хлеб сам растет и реки текут без нашего учета вложенных процессов, по крайней мере, пока мы их не поворачиваем. А значит – не надо.
Информодинамику можно не принять и сейчас. Тогда многие существующие научные направления смогут сохранить свою фундаментальность, а точнее – фундаментализм. Но что влечет Человечество к экспериментам с созданием, ремонтом и улучшением открытых систем инструментарием замкнутым? Ограниченность? Гордыня самостийного творения? Или желание построить самому себе железные рамки свободы воли, играть в игру, полные правила которой доступны лишь жрецам – строителям фундамента?
На пороге XXI века значительная часть специалистов различных областей знания исповедует математический аппарат как религию. Подавляющее большинство – прикладники, в том смысле, что прикладывают математику к нуждам своей науки. И слышать не хотят о том, что можно получить различные, но справедливые выводы и доказательства просто путем изменения априорно выбранной метрики. А декартово представление пространства, судя по всему, не самый лучший способ его представления, и уж, во всяком случае, не “природно-существующий” способ.
Да, верна математика, конечно, но сама по себе, в себе и для себя, а также для всех замкнутых систем. А борьба конструктивистов и интуиционалистов – это не для общественности. Кухня аксиоматики – клубное дело. А также знание настоящих математиков, что она описывает только некоторое приближение Природы, но не есть аппарат Природы и по сути своей им в своей сегодняшней форме никогда не будет. Ибо с Природой разошлась если и не изначально, то давно. И даже не верой давно уже стала аксиоматика изобретаемая, а суеверием. А бороться с ним приходится изобретая невычислимые сущности.
Конечно Р.Пенроузу можно{235. В этом смысле очень характерно замечание о работах Р.Пенроуза, приведенное в статье Л.Левковича “Физическая личность” (Компьютерра № 40, 1998 г.):
“Писать такие книги, как “Тени разума”, могут позволить себе только очень авторитетные ученые… Мало кто станет читать очередной вариант “теории всего”, принадлежащий автору, до этого не проявившему себя в науке очень и очень ярко. Каждое сочинение такого рода воспринимается как попытка угадать дальнейший ход развития науки. А это безумно трудно и, кроме того, вызывает почти болезненное раздражение у многих профессионалов: мало ли какие гипотезы можно выдумать”.
Очень правильное замечание, если, конечно, Р.Пенроуз согласится, что он гипотезы выдумывает. Вот так и воспринимают новые работы “в общем случае”: мало ли что там еще не я выдумал… Увы, часто гипотезы действительно выдумывают, считая, что это первый шаг к созданию теории. Да только не плохо бы помнить: гипотезы не выдумывают. Вы помните кто сказал: “гипотез не измышляю”?}. А отечественные исследователи о невычислимых сущностях говорить не должны – не фундаментально. И это правильно. Согласны. Ибо невычислимые сущности – это диссиденты “Обитаемых островов” Стругацких. Несистемная борьба с отдельными вышками, т.е., простите, “искаженными сущностями”. Просто они, подлинные, Природные сущности сами по себе, другие. Добрые и ласковые как звери планеты Пирр. Для всех, кто их принимает, они очень даже вычислимые. Но в Математике того Мира, где они живут, а не в клетках модельного замыкания.
Все, что есть в этом Мире интересного как с познавательной, так и с утилитарной позиции, порождается взаимодействиями открытых систем. И право же, говоря об этом взаимодействии, неуютно своими руками навешивать на себя подозрение в попытке растолковать “все обо всем” – и никак не меньше.
Адекватно построить теорию открытых систем возможно только в процессе ее конструирования, причем конструирование необходимо включает в себя и создание достаточно представительного множества таких систем и накопление опыта общения с ними. Так что если бы кто-то и получил такую возможность организации работ – все равно завершение теории затянулось бы на неопределенное время{236. Отсюда и следует понимание эволюции как природно-необходимого этапа конструирования открытого Мира – Бог владеет временем и вечностью, а у человека их нет, и поэтому человеку дан мир модельный. Но почему бы не возвысится над этим миром и не заняться открытыми системами, если равноподобность человека и Вселенной вытекает из множества различных подходов и построений?}. Архитектура открытых систем – понятие комплексное, имеющее особенности в каждом отдельном направлении.
В этой ситуации остается только умерить свои претензии на полноту и строгость теории и, несмотря на “нарушение классических традиций”, ограничиться рассмотрением аспектов концептуальных, в определенной мере инвариантных к реализации – таковы действительно доступные нам “правила игры” с открытыми системами.
При рассмотрении открытых систем “чрезмерным” оказывается, по-видимому, каждый отдельный феномен. Тем не менее, в этой части мы рассмотрим три “архитектурных направления”:
Выбор именно этих направлений не случаен, более того, как будет видно, они в сумме дают наилучший охват, наилучшее представление всего круга проблем и возможностей, получаемых при открытой системной постановке работ при разумном минимуме числа страниц, отведенных на их изложение.
Если первые два указанные направления имеют в основном техническую и познавательную сложность, то с такими системами как экологические, социумы, сам человек как таковой (как продукт эволюции) все обстоит не то, чтобы сложнее, но, в каком-то смысле “страшнее”. Ко всем проблемам чисто исследовательским добавляются еще и неприятности, которые приносит исследователю сам факт работы с такими объектами.
Зато и материал воистину уникальный – вся история цивилизации по сути история крупных и еще более крупных неприятностей, имеющих в своей первооснове один единственный общий источник – стремление к “улучшению” природы, социальных структур и самого человека, его физиологии и сознания.
При всех сложностях, неоднозначностях, переплетениях и тому подобном, для всех структур и процессов непреложно и без всяких исключений действует один закон – чем “умнее” был проект реконструкции, чем больше были старания и затраты – тем страшнее были последствия.
Можно с уверенностью утверждать – главные подарки еще впереди, но уже совсем близко и готовит их не кто-то иной как сонмище апологетов абстрактного гуманизма, стремящихся со всем тщанием и рвением превзойти в разумности и справедливости и самого Творца, и те законы мироздания, которым даже он следует неукоснительно. Так что и повод, и материал для размышлений, при работе с такого рода архитектурами открытых систем, определенно присутствуют!
Впрочем и предыдущие два направления дают весьма существенную возможность получения неприятностей. Об этом мы тоже в разумных пределах поговорим по мере изложения материала.
Site of Information
Technologies Designed by inftech@webservis.ru. |
|