Игорь Кузнецов
Что обозначает столь распространенное ныне слово “мультимедиа”? В 1988 году Европейская комиссия по проблемам внедрения и использования новых технологий предложила следующее определение: мультимедиа — продукт, содержащий “коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами (Simulation), и включающий интерактивный интерфейс и другие механизмы управления”. В свете этого определения можно говорить о мультимедиа-технологиях как о совокупности организационных, технических и программных средств, служащих для разработки мультимедиа-продуктов.
В серии статей, предлагаемых вашему
вниманию, будет дан обзор различных программных
средств, позволяющих как создавать отдельные
компоненты мультимедиа, так и объединять их в
единый продукт. В силу огромного разнообразия
областей применения мультимедиа велико и число
этих средств. Поэтому каждая статья будет
посвящена программным средствам, позволяющим
обрабатывать один из типов компонентов
конечного мультимедиа-продукта.
На сайте А.Пушкова, автора книги
“Мультимедиа своими руками” (http://neosoft.ru/mmtools/mmtools.htm),
можно найти примеры таких программных средств и
ссылки на сайты их производителей.
Начнем наш обзор с текстовых
компонентов. Конечно, всем пользователям
компьютеров известен хотя бы один текстовый
редактор, но в мультимедиа просто текстового
редактора недостаточно, хотя их можно
использовать для подготовки отдельных текстовых
фрагментов.
Основным требованием является
объединение всех текстовых фрагментов
мультимедиа-продукта в единую гипертекстовую
структуру. Что же такое гипертекст? Коротко можно
определить его как массив текстовой информации,
связанный перекрестными ссылками.
Обычным способом поиска нужной
информации является индексный поиск. При этом
все данные должны быть собраны, рассортированы и
упорядочены по какому-либо принципу. Примером
может служить каталог книг в библиотеке,
организованный по алфавитному, или
тематическому принципу. Поиск в этом случае
происходит как спуск по информационному дереву
до искомого источника.
Однако наиболее совершенная
информационная система — мозг человека — для
поиска информации использует ассоциации. Одной
из попыток создать подобную систему поиска и
является гипертекстовая система. Ее удобство и
эффективность оказались настолько велики, что
сейчас практически любая прикладная программа
содержит справочную систему, использующую
элементы гипертекста.
С точки зрения систем обработки
информации гипертекст — это система, которая не
требует формализованной модели представления
данных рассматриваемой предметной области.
Вместо нее используются семантические
(смысловые) связи между фрагментами информации,
которые могут не иметь формального описания,
однако на основании этих связей возможно
осуществлять просмотр, анализ информации и
создание новых фрагментов.
В настоящее время гипертекстовые
системы, как правило, содержат только
однонаправленные ссылки, и автор при создании
системы решает, нужно ли осуществлять обратную
связь с оригинальным контекстом. Будущие системы
должны автоматически создавать двунаправленные
ссылки во всех местах, где один документ стал
источником другого.
Для создания гипертекстовых
документов существует специальный язык SGML (Standard
Generalized Markup Language). Он представляет собой
инструментальный набор механизмов создания
структурированных документов, размеченных с
помощью дескрипторов. При этом весь процесс
разбивается на три независимые стадии: создания,
обработки и форматирования документа. Поэтому
технология SGML дает огромный выигрыш при
подготовке материалов, которые должны
выводиться различными способами. Документы,
содержащие дескрипторы SGML, с помощью специальных
таблиц стилей могут быть по-разному
отформатированы при выводе на экран, на CD-ROM или
на печать.
Интересующиеся подробностями могут
воспользоваться следующими ссылками на ресурсы
Web, которые помогут подробнее познакомиться с
описанием языка и средствами разработки
гипертекстовых документов с его использованием:
SGML является метаязыком и позволяет
описывать другие виды языков разметки,
применяемых для создания документов. Один из
таких языков — HTML (HyperText Markup Language) — хорошо
известен всем, кто разрабатывает страницы для World
Wide Web. Однако его дескрипторов (тэгов)
недостаточно, чтобы представить документ
одинаковым образом даже в различных типах
обозревателей (броузеров), а тем более для
введения в его состав мультимедиа-компонентов.
Для преодоления этих ограничений
создан новый язык XML (eXtensible Markup Language), призванный
заменить HTML и при этом решить задачу одинакового
представления документов, независимо от способа
вывода. Он развивает возможности HTML, обеспечивая
построение сложных гипертекстовых ссылок из
одного источника ко многим местам назначения и
создание более обширных, более
структурированных документов путем
использования тэгов более низкого уровня. XML
также позволяет создавать пользовательские тэги
(что невозможно с помощью HTML) и отделяет
содержимое документа от формата его
представления. Некоторыми наиболее интересными
возможностями XML является использование ссылок,
нечувствительных к точному адресу документа,
двунаправленных ссылок, а также возможность
отображения документа, на который установлена
ссылка, как на часть текущей страницы.
Следующие ссылки на ресурсы Web помогут
подробнее познакомиться с описанием языка XML и
существующими средствами разработки на его
основе:
К сожалению, обычные редакторы HTML-документов не дают возможности проектировать гипертекстовую структуру, а поддерживают только просмотр тех связей, которые разработчик создал сам. Поэтому для создания гипертекстовых документов существует специальное программное обеспечение. Например, программа Trellix 2.0 (www.trellix.com) является одним из таких продуктов. В нем разрабатываемый документ представлен общей структурной схемой и содержанием текущей страницы. Внутренняя организация документа изменяется перемещением пиктограмм в пределах общей структурной схемы документа и добавлением линий соединений между ними. Программа Trellix сама обновляет гиперссылки, динамически формирует резюме и переупорядочивает таблицы содержания. Возможность организации нескольких путей прохождения документа позволяет разработать различные сценарии знакомства с ним для пользователей с разной подготовкой и интересами. Trellix сохраняет документ как в собственном формате (для просмотра которого требуется специальная программа), так и в формате HTML, что позволяет пользоваться любым обозревателем (броузером).
Пример работы с программой Trellix
Развитием гипертекстового подхода
является среда гипермедиа, в которой ссылки
охватывают также различные типы
мультимедиа-компонентов: рисунки, звуки, видео и
др.
Возможности HTML в области мультимедиа
расширяет технология TIME (Timed Interactive Multimedia Extensions),
позволяющая стандартизовать взаимодействие
мультимедийных компонентов с тэгами HTML. С ее
помощью можно синхронизировать проигрывание
звуковых файлов с прокруткой текстовых блоков и
изображений и просматривать такой документ в
любом обозревателе (броузере). Большое
количество ссылок о языке SMIL (Synchronized Multimedia Integration
Language), реализующем эту технологию, можно найти на
странице www.w3.org/AudioVideo/#SMIL.
Игорь Кузнецов
E-mail: I_R_Kuznetsov@mail.ru
"Компьютер-ИНФО" №
1(185)
21 января 2000 года
Site of Information
Technologies Designed by inftech@webservis.ru. |
|