Игорь Кузнецов
В настоящее время существует два
типа видео: аналоговое и цифровое.
Аналоговый видеосигнал в телевидении
содержит 625 строк в кадре при соотношении размера
кадра 4 х 3, что соответствует телевизионному
стандарту. Этот сигнал является композитным и
получается сложением яркостного сигнала Y,
сигнала цветности (два модулированных
цветоразностных сигнала U и V) и синхроимпульсов.
Так как глаз человека менее чувствителен к
изменениям оттенков цвета, чем к изменениям
яркости, то цветовая информация может
передаваться с меньшей четкостью. Поэтому в
телевизионном сигнале, где каждый цвет
описывается тремя составляющими: красной (R),
зеленой (G) и синей (B), на их базе формируются
сигнал яркости Y и цветоразностные сигналы U и V,
причем последние передаются с разрешением, в два
раза меньшим, чем Y. В телевизионном приемнике эти
сигналы декодируются, и восстанавливается
исходный RGB-сигнал.
В бытовых видеомагнитофонах для
простоты декодирования сигналов объем
информации в них ограничивается, что ведет к
уменьшению четкости изображения и снижению
числа строк до 240. Такое решение используется в
форматах VHS и Video-8.
Более качественный результат
получается при передаче двух композитных
сигналов: яркости вместе с синхроимпульсами (Y) и
модулированных цветовых сигналов (C). При этом
обеспечивается разрешение в 400 линий. Такому
решению соответствуют форматы записи S-VHS и Hi-8.
Только при переходе к компонентному
сигналу, в котором все три составляющих — Y, U и V —
передаются отдельно, можно достичь наиболее
высокого качества. Такой сигнал используется в
профессиональной аппаратуре формата Betacam, что
позволяет получить разрешение до 650 линий.
Цифровое видео первоначально
представляло собой преобразованный в цифровой
формат аналоговый сигнал, в котором данные о
серии изображений сохранялись на каком-либо
запоминающем устройстве. Появление цифровых
видеокамер позволило получать сигнал сразу в
цифровой форме. Для них был разработан новый
цифровой формат записи на магнитную ленту — DVC (Digital
Video Cassette) или DV (Digital Video). Это компонентный
формат представления сигнала, который
обеспечивает разрешение по горизонтали 500 линий.
Оцифровка осуществляется с разрешением 720 х 576
согласно схеме 4:2:0 (каждый кадр содержит 720 х 576
значений яркости Y и по 360 х 288 значений
цветоразностных сигналов U и V). Благодаря
раздельной записи видео и звука формат DV
позволяет добавлять звуковое сопровождение
после завершения записи или редактирования
видео, а также перезаписывать звук.
Для телевидения также разработан
новый цифровой стандарт HDTV (High Definition Television),
который обеспечивает 1200 строк разрешения при
соотношении размера кадра 16х9 по горизонтали и
вертикали.
Для уменьшения объема цифровых
видеофайлов используют методы сжатия данных,
которые базируются на математических алгоритмах
устранения, группировки и усреднения схожих
данных, присутствующих в видеосигнале.
Существует большое количество разнообразных
алгоритмов сжатия, включая Compact Video, Indeo, Motion-JPEG, MPEG,
Cinepak, Sorenson Video. Все они могут быть разделены на
следующие категории.
Обычное сжатие (в режиме
реального времени). Система оцифровки
видеосигнала с одновременным сжатием. Для
качественного выполнения этих операций
требуются высокопроизводительные специальные
процессоры. Большинство плат ввода/вывода видео
на PC пропускают кадры, что нарушает плавность
изображения и его синхронизацию со звуком.
Симметричное сжатие. Оцифровка и
запись производится при параметрах последующего
воспроизведения (например, разрешение 640 х 480 при
скорости 30 кадров в секунду).
Асимметричное сжатие. Обработка
выполняется при существенных затратах времени.
Так, отношение асимметричности 150:1 указывает, что
1 минута сжатого видео соответствует затратам на
сжатие в 150 минут реального времени.
Сжатие с потерей или без потери
качества. Все методы сжатия приводят к
некоторой потере качества. Существует только
один алгоритм (разновидность Motion-JPEG для формата
Kodak Photo CD), который выполняет сжатие без потерь,
однако он оптимизирован только для
фотоизображений и работает с коэффициентом 2:1.
Коэффициент сжатия — это
цифровое выражение соотношения между объемом
исходного и сжатого материала. Качество видео
зависит от используемого алгоритма сжатия,
параметров видеоплаты оцифровщика, конфигурации
компьютера и даже от программного обеспечения.
Для MPEG сейчас стандартом считается соотношение
200:1. Различные варианты Motion-JPEG работают с
коэффициентами от 5:1 до 100:1, хотя уже при уровне 20:1
трудно добиться нормального качества
изображения.
Существуют две основные технологии
для воспроизведения видео на компьютере. Одна из
них — QuickTime, разработанная фирмой Apple. Начиная с
версии 3 она работает под Windows и использует для
вывода на экран технологию DirectDraw, обеспечивая
поддержку графических ускорителей. Для
воспроизведения звука используются возможности
DirectSound. Формат файлов QuickTime имеет расширение MOV.
Другая технология — Video for Windows фирмы Microsoft —
реализуется с помощью DirectX Media 5.1, в которой
собрано несколько мультимедиа-технологий. В
частности, DirectShow заменила Active Movie в поддержке
разнообразных аудио- и видеоформатов.
Стандартным форматом файлов служит AVI.
Для редактирования видео существует
большое количество программных продуктов.
Некоторые из них будут представлены далее.
Quick Editor (www.wild.ch/quickeditor/).
Это условно-бесплатный редактор, осуществляющий
основные операции с видеоизображением в формате
MOV и AVI быстро и просто. Он представляет собой
хорошее и доступное средство для работы с
небольшими видеопоследовательностями. Для
работы с этим редактором на вашем компьютере
должна быть установлена программа просмотра
QuickTime версии 3 и выше. Конечно, данный редактор не
заменит средств для профессионалов, но для
многих небольших проектов будет крайне полезен.
Adobe Premiere (www.adobe.com/products/premiere/main.html).
Наиболее распространенная программа
редактирования цифрового видео. Обладает
удобным интуитивно понятным интерфейсом.
Поддерживает несколько видео- и звуковых
каналов, содержит набор переходов между кадрами,
позволяет синхронизировать звук и изображение.
Поддерживает файлы форматов MOV и AVI. Подключение
дополнительных модулей (plug-ins) от независимых
производителей расширяет возможности программы.
Рис.10. Просмотр скомпонованного видеоролика в
Adobe Premiere
Speed Razor SE (www.in-sync.com/Products/More_Info/srse.htm).
Программа фирмы in-sync, имеющая удобный
пользовательский интерфейс. Благодаря более
развитым инструментам работы с видео- и
звуковыми каналами Speed Razor удобнее использовать в
проектах со сложной композицией и наложениями.
Содержит набор часто используемых спецэффектов,
монтаж встык (прямые склейки) выполняется в
режиме реального времени и не требует
рендеринга. Поддерживает работу с картами
видеозахвата miroVIDEO DC30, обеспечивая все их
возможности и обратную связь с VGA монитором.
Мультимедиа-проекты, созданные с помощью этой
программы, могут быть записаны на видео, CD-ROM или
помещены на Web-сайт.
Ulead VideoStudio (www.ulead.com/vs/runme.htm).
Программа Ulead VideoStudio предназначена для
начинающих пользователей. В ней доступна полная
поддержка форматов DV и MPEG-2 для цифрового видео. А
для музыкального сопровождения фильма можно
использовать музыкальные файлы в формате MP3 или
звуковые дорожки с аудиодиска. Работа с
программой достаточно проста благодаря
продуманному и дружественному к пользователю
интерфейсу. Оцифровка легко выполняется с
помощью специального модуля Video Wizard. Он помогает
пройти по всем стадиям этого процесса и дает
необходимую информацию для начала
редактирования. С помощью технологии SmartRender
работа с оцифрованным видео происходит
достаточно быстро. Это связано с тем, что при
получении результата идет просчет не по всей
видеоинформации, а лишь только той ее части,
которая подверглась изменениям. В видеофильм
можно вставить титры, воспользоваться плавными
переходами между отдельными фрагментами и
добавить голос или фоновую музыку к
получившемуся клипу.
Рис.11. Компоновка видеоклипов в Ulead Video Editor
Игорь Кузнецов
E-mail: I_R_Kuznetsov@mail.ru
"Компьютер-ИНФО" № 5(189)
18 февраля 2000 года
Site of Information
Technologies Designed by inftech@webservis.ru. |
|