Сайт Информационных Технологий

Заключение

“Что я написал, то написал”
Понтий Пилат
(Евангелие от Иоанна, гл.19, ст. 22)

Основным результатом исследований, проводимых научной группой В.М.Антонова в Липецком техническом университете с 1985 года, стала схемная и практическая реализация нового класса автоматических систем управления – обучаемых систем управления, которые применительно к роботам и другим подвижным объектам являются техническими нервными системами.

Результаты настоящего этапа исследований позволяют сделать вывод, что развитие технических нервных систем управления находится в самой начальной стадии (см.график), поэтому эти системы представляют собой широкое поле деятельности для дальнейших исследований.

Можно указать следующие направления исследований:

– Поиск материалов для элементов резисторной матрицы, проводимость которых может изменяться под воздействием сигналов обучения и оставаться неизменной в процессе работы системы, а также конструирование этих элементов. Такими элементами могут быть электронные устройства, оптические элементы, электролитические и т.д.

– Другое направление исследований – поиск новых видов и конструкций рецепторов, определяемых теми задачами, которые будут решаться объектом с обучаемой системой управления.

– Важнейшим направлением дальнейших исследований является поиск новых принципов, методов, способов и приемов обучения объектов, оснащенных данными системами, с использованием игры, подражания и других средств обучения.

– И, наконец, необходимо расширять области применения обучаемых систем управления. Такие системы управления могут быть использованы не только для управления роботами, но и другими объектами техники: транспортными средствами, станками и т.д. Они могут применяться в качестве экспертных систем и систем регулирования технологическими процессами. Результаты исследований могут быть использованы в педагогике и медицине.

Важнейшим результатом появления технических нервных систем должно стать возвышение личности человека. С тех пор, как началось развитие техники, он всегда выступал ее придатком, являлся обслуживающим персоналом. Техника диктовала ему поведение по отношению к ней. Не исключение и компьютеры. Вот как говорит об этом писатель-фантаст Айзек Азимов: “Я попытался работать на компьютере, но у меня абсолютно ничего не получалось. Компьютер настаивал, чтобы я делал то, что хочет он, и с полным презрением игнорировал любые мои команды”.

Теперь от человека зависит – чему он обучит технику, оснащенную нервной системой. Быстрота и качество обучения будет зависеть от способностей человека передавать свои опыт и знания объекту техники. Такой объект техники станет аналогичным животному и даже человеку. Причем каждый такой объект будет обладать собственной индивидуальностью, которая является результатом индивидуальности его технической нервной системы и составляющих ее элементов, а также – результатом индивидуального обучения данного объекта.

Все же необходимо помнить, что жажда познания часто подводила Человека. Именно эта жажда превратила действительно райский сад, данный нам Богом, в технократическую среду обитания, непригодную для полноценной жизни. То же самое возможно и с появлением технических нервных систем. Отрицательным последствием развития обучаемых систем управления может стать ухудшение демографической ситуации, когда игрушки и другие объекты с техническими нервными системами могут заменить собой детей. Кроме этого, передача роботам многих функций может привести к потере людьми своих умений, превращению человечества в аристократическое общество, что в конечном итоге может привести к его вырождению.


Кадр из кинофильма “Терминатор”

Другой опасностью может стать то, что объекты, оснащенные техническими нервными системами, могучие и обладающие собственными самосознанием и волей выйдут из-под контроля человека и противопоставят себя ему. Вот как охарактеризовал человека современной науки в своей работе “Наследник человека” русский математик А.Филиппов (Андрей Иванович Лапин): “Сейчас трудится над искусственным тараканом. Мечтает заселить всю природу своими кибернетическими тварями. Но настоящая его мечта – гомункул. Ведь это было его юношеским сном. Создать себе своего человека, который, как и он сам, восстанет против своего создателя и убьет его”. Так что события фантастического кинофильма “Терминатор” о войне между роботами и людьми могут оказаться не такими уж и фантастическими.

Наконец, следует отметить, что в основе деятельности мозга лежит реакция на некоторое воздействие. Такой способностью (реагировать на воздействие) обладает любой материальный (и не материальный) объект. В этом проявляется единство функционирования мозга и объектов материальной природы. Отличие деятельности мозга от реакции других объектов в том, что у мозга реакции более сложные (хотя и у неживых объектов реакции тоже могут иметь сложный характер).

Работа мозга, таким образом, не является каким-то уникальным явлением природы. Принципы его работы заложены в самой материи, только проявляются они у разных объектов в разной степени и в разных формах.


[Вернуться к оглавлению]

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. А.Пуанкаре. О науке. – М.: Наука. 1990, 736 с.
  2. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. ПСС, т. 4, М.-Л., 1952, 433 с.
  3. Розенблат Ф. Принципы нейродинамики: Перцептроны и теория механизмов мозга. Пер. с англ. /Под ред. С.М.Осовца.– М.: Мир, 1965. 278 с.
  4. Минский М., Пейперт С. Персептроны: Пер.с англ. – М.: Мир, 1971.– 261 с.
  5. Н.Нильсон. Обучающиеся машины. М.: Мир, 1967, 245 с.
  6. Н.Нильсон. Искусственный интеллект (методы поиска решений). М.: Мир, 1973, 270 с.
  7. Э.Патрик. Основы теории распознавания образов. М.: Советское радио. 1980, 408 с.
  8. Уинстон П. Искусственный интеллект: Пер. с англ. – М.: Мир, 1980. –519 с.
  9. Ивахненко А.Г. Самообучающиеся системы распознавания и автоматического управления. Киев: Техника, 1969, 324 с.
  10. Цыпкин Я.З. Адаптация и обучение в автоматических системах. – М.: Наука, 1968, 400 с.
  11. Цыпкин Я.З. Основы теории обучающихся систем. – М.: Наука, 1970, 252 с.
  12. Алгоритмы обучения распознаванию образов. Под ред. Вапника В.Н. М.: Советское радио, 1973, 200 с.
  13. Вапник В.Н., Червоненскис А.Я. Теория распознавания образов. –М.: Наука, 1974, 178 с.
  14. Кохонен Т. Ассоциативная память. – М.: Мир, 1980, 256 с.
  15. Антомонов Ю.Г. Принципы нейродинамики. Киев: Наукова думка, 1974, 211 с.
  16. Теория автоматического управления. ч.II. Теория нелинейных и специальных систем автоматического управления. Под ред. Воронова А.А. М.: Высшая школа, 1977, 288 с.
  17. Солодовников В.В. и др. Основы теории и элементы систем автоматического регулирования. – М.: Машиностроение, 1985, 536 с.
  18. Дунин-Барковский В.Д. Информационные процессы в нейронных структурах. М.: Наука, 1978, 159 с.
  19. Алгоритмы и программы восстановления зависимостей. Под ред. Вапника В.Н. М.: Наука, 1984, 816 с.
  20. Свечников С.В., Шквар А.М. Нейротехнические системы обработки информации. Киев: Наукова думка, 1983, 224 с.
  21. Райбман Н.С., Чадеев В.М. Построение моделей процессов производства. М.: Энергия, 1975, 376 с.
  22. Левшин В.Л. Биокибернетические оптико-электронные устройства автоматического распознавания изображений. – М.: Машиностроение, 1987, 176 с.
  23. Катыс Г.П. Восприятие и анализ оптической информации автоматической системой.– М.: Машиностроение, 1986, 416 с.
  24. Фор А. Восприятие и распознавание образов /Пер.с фр. А.В.Серединского; под ред. Г.П.Катыса. – М.: Машиностроение, 1989г.– 272 с.
  25. Белянин П.Н. Робототехнические системы для машиностроения. – М.: Машиностроение, 1986, 256 с.
  26. Тузов Б.М. Информационно-управляющие системы промышленных роботов. М.: ВНТИЦентр, 1988, 133 с.
  27. Карл М. Хауган. КОУТ-А-МАТИК – промышленный краскораспылительный робот. Прогрессивный способ нанесения покрытий. – Атлас Копко Тулс АБ, Швеция, 1981, 4 с.
  28. Логашев В.Г. Технологические основы гибких автоматических производств. – Л. Машиностроение, 1985, 176 с.
  29. Экспертные системы. Принципы работы и примеры: Пер. с англ. /А.Брукинг, П.Джонс, Ф.Кокс и др.; Под ред. Р.Форсайта.– М.: Радио и связь, 1987, 224 с.
  30. Построение экспертных систем: Пер с англ./ Под ред. Ф.Хейеса-Рота, Д.Уотермана, Д.Лената.–М.: Мир, 1987, 441 с.
  31. Талалай А.М. Активная идентификация при адаптивном управлении. – Автоматика и телемеханика, 1986, №9, С. 70–74.
  32. Блинов Н.Н. Микропроцессорная техника и ЭВМ в медицинской интроскопии. – Радиоэлектроника и связь, 1986, № 4, М.: Знание, 64с.
  33. Дорфман В.Ф., Иванов Л.В. Оптимизированное развитие аппаратных средств и элементной базы ЭВМ. – Радиоэлектроника и связь, 1986, №11, М.: Знание, 64 с.
  34. Обработка и представление данных в человеко-машинных системах. Сб.научн.трудов Академии наук СССР, М.–Наука, 1988, 152 с.
  35. Системы отображения информации: Учеб.пособие для вузов, Алиев Т.М., Вигдоров Д.И., Кривошеев В.П.– М.: Высш.шк., 1988, 223 с.
  36. Письменный Г.В., Михайлов Б.Б., Корнеев А.Ю. Системы технического зрения в робототехнике. – М.: Машиностроение, 1991, 88 с.
  37. Фишер Р. От поверхностей к объектам. Машинное зрение и анализ трехмерных сцен. Пер. с англ. – М.: Радио и связь, 1993, 288 с.
  38. Поспелов Д.А. Ситуационное управление: теория и практика. – М: Наука, 1986, 284 с.
  39. Анохин П.К. Кибернетика функциональных систем: Избр. тр. / П.К. Анохин; Под общ. ред. К.В. Судакова.– М.: Медицина, 1998, 397 с.
  40. Михайлов А.С. Физики задумываются над механизмом работы мозга. – Природа, 1987, №3, С. 15–26.
  41. Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. Исследование механизмов: Пер.с англ. – М: Мир, 1988, 343 с.
  42. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. Пер. с англ. – М.: Мир, 1990, 239с.
  43. Дунин-Барковский В.Л., Терехин А.Т. Нейронные сети и нейропроцессоры: Тенденции развития исследований и разработок. – Микропроцессорные средства и системы, 1990, №2, С.11–13.
  44. Куссуль Э.М. Ассоциативные нейроподобные структуры. Киев: Наукова думка, 1990, 173 с.
  45. Горбань А.Н., Россиев Д.А. Нейронные сети на персональном компьютере. Новосибирск. Наука, 1996, 276 с.
  46. Радченко А.Н. Ассоциативная память. Нейронные сети. Оптимизация нейропроцессоров.– СПб.: Наука, 1998, 259 с.
  47. Терехов В.А. и др. Искусственные нейронные сети и их применение в системах автоматического управления: Учеб .пособие /В.А.Терехов, Д.В.Ефимов, И.Ю.Тюкин; С.-Петерб. гос. электротехн. ун-т.– СПб., 1997, 63 с.
  48. Анил К. Джейн, Жианчанг Мао, К М. Моиуддин. Введение в искусственные нейронные сети, Открытые системы, 1997, №4, С.16–24.
  49. Галушкин А.И. Современные направления развития нейрокомпьютерных технологий в России, Открытые системы, 1997, №4, С.25–28.
  50. Гроссберг С. Внимательный мозг.– Открытые системы, 1997, №4, С.29–33.
  51. Уоссерман Ф. Нейрокомпьютерная техника: Теория и практика. – М.: Мир, 1992, 240с.
  52. Галушкин А.И. Теория нейронных сетей. – М.: ИПРЖР, 2000, 416с.
  53. Масалович А.И. Этот нечеткий, нечеткий, нечеткий мир / PC Week / RE № 16, 1995.
  54. Мнеян М.Г. Физика машинной памяти: Учеб.пособие для втузов. – М.: Высш.шк., 1990, 143 с.
  55. Таиров Ю.М., Цветков В.Ф. Технология полупроводниковых и диэлектрических материалов:Учебник для студ. вузов.–М.: Высш.шк., 1983.–271с.
  56. Аморфные и поликристаллические полупроводники: Пер.с нем. /Под ред. В.Хейванга.– М.: Мир, 1987, 160 с.
  57. Петров И.М., Сажин Б.Н., Матушкин С.А., Кориневская И.В., Вахонина М.А. Стабильность параметров элементов памяти из ХСП при работе в аналоговом режиме //Тез. докл. IV Всесоюзной науч.-техн. семинара /Пути повышения стабильности и надежности микроэлементов и микросхем, 16–18 июня 1987 г.– Рязань, 1988, C.110–112, часть II (в 2-х частях)
  58. Антонов В.М., Кавыгин В.В. Рецепторный датчик положения обучаемой системы управления// А.с.СССР №1352456 G 05 B 19/08, приоритет 04.11.1985 г., заявка №3980499/24–24, опубл. 15.11.1987г. Бюл. №42
  59. Антонов В.М. Обучаемые системы управления //Тез. докл. обл. научно-практич. конф-ции/Автоматизация и механизация производственных процессов, 6 декабря 1985г.–Липецк,1985.– C.50.
  60. Антонов В.М., Буков А.А. Обучаемые системы управления //Тез. докл. VII Всесоюзн. совещ. мол. ученых /Современные проблемы автоматического управления, Пушкино, 7–11 декабря 1987г.– Москва, 1987.–C.16
  61. Антонов В.М., Буков А.А., Губина Л.Ф. Модель робота с обучаемой системой управления //Тез. докл.IV Всесоюзн. конференции /Автоматизация поискового конструирования и подготовка инженерных кадров, 8–10 сентября 1987 г.– Волгоград, 1987.– C.149–151.,том II (в 2-х томах)
  62. Чикин Ю.В. Влияние заданной точности на продолжительность обучения //Тез. докл. обл. научно-практич. конференции /Опыт и проблемы внедрения робототехники и ГАП на пром. предприятиях области, ЛипПИ, 8–9 декабря 1987 г.– Липецк, 1987.– C.54–55.
  63. Антонов В.М., Буков А.А. Надежность обучаемых систем управления //Тез. докл. Всесоюзной науч.-техн.конферен. /Конструктивно-технологические методы повышения надежности и их стандартизация, 23–25 мая 1988 г.– Тула, 1988.– C.40., часть 1 (в 2-х частях)
  64. Антонов В.М. Обучаемое распознавание по отличительным признакам /Липецкий политехн. ин-т.– Липецк, 1987.– 13 с.: ил.– Библиогр.2 назв.– Деп.в ВHИИТЭМР 25.05.87, №252-мш87
  65. Антонов В.М., Буков А.А. Обучаемая диагностика сложного оборудования// Тез.докл.III Всесоюзной науч.-техн.конферен. /Динамика станочных систем гибких автоматизированных производств, 24–26 мая 1988 г.– Тольятти, 1988.– С.224–226.
  66. Антонов В.М., Буков А.А. Обучение определению кодов двух образов с бинарным представлением признаков /Липецкий политех. институтт.– Липецк, 1987.– 15 с.: ил.– Библиогр. 3 назв.– Деп. в ЦHИИТЭИприборостроения 9.04.87, №3729-пр
  67. Буков А.А. Обучение системы управления при последовательном предъявлении образов /Липецкий политехн.ин-т.– Липецк, 1988.– 15с.: ил.– Библиогр. 5 назв.– Деп.в ВHИИТЭМР 19.07.88, №248-мш88
  68. Антонов В.М., Буков А.А. Выбор ситуаций при обучении робота /Липецкий политехн.ин-т.– Липецк, 1987.– 17 с.: ил.– Библиогр. 3 назв.– Деп.в ВHИИТЭМР 25.05.87, №248-мш87
  69. Морозова В.П., Антонов В.М. Обучаемые CАПР и экспертные системы //Тез. докл. обл. научно-практич. конференции /Опыт и проблемы внедрения робототехники и ГАП на промышленных предприятиях области, ЛипПИ, 8–9 декабря 1987 г.– Липецк, 1987.– C.73–74.
  70. Багров Б.М., Антонов В.М., Буков А.А. Как работают обучаемые системы управления //Тез. докл. к региональн. науч.-техн. конф. /Автоматизированное проектирование и автоматизация производственных процессов, 14–15 декабря 1989 г.– Липецк, 1989.– C.81–83.
  71. Антонов В.М., Буков А.А. Самообучение на основе игры //Тез. докл. к региональн. науч.-техн. конф. /Автоматизированное проектирование и автоматизация производственных процессов, 14–15 декабря 1989 г.– Липецк, 1989.– C.83–85.
  72. Антонов В.М. Самообучение на основе подражания //Тез. докл. к региональн. науч.-техн. конф. /Автоматизированное проектирование и автоматизация производственных процессов, 14–15 декабря 1989 г. – Липецк, 1989.– C.87.
  73. Антонов В.М., Буков А.А. Использование обобщенных ситуаций при формировании памяти робота с обучаемой системой управления //Сборник научн. трудов /Теория и техника автоматического управления, УHПК "Кибернетика" Томского политехн. института, Томск, 1990.– C.172–181.: Ил.– Библиогр. 3 назв. – Деп. в ВИHИТИ 15.02.1991, № 775-В91
  74. Антонов В.М., Буков А.А. Восприятие речи и окружающего мира человеком// Сборник научн. трудов/Технология машиностроения. Декабрь 1993, ЛипПИ, Липецк, 1994.– С.133–142.
  75. Антонов В.М. Датчик перемещения для обучаемой системы управления //А.с.СССР №1788469 G 01 Р 3/36, приоритет 08.07.1987 г., заявка №4280808/63, опубл. 15.01.1993г. Бюл.№2
  76. Антонов В.М.,Буков А.А.Обучаемое оптическое устройство управления элементом перемещения// А.с.СССР №1647604 G06K9/00, приоритет 09.11.1988г., заявка №4620110/24, опубл. 07.05.1991г. Бюл.№17
  77. Антонов В.М., Буков А.А. Обучаемая система управления //Патент России № 2068575 6 G 05 B 19/08, приоритет 28.06.1990г., заявка №4857636/28, опубл.27.10.1996г. Бюл.№30
  78. Антонов В.М., Буков А.А. Обучаемая система управления //А.с.СССР №1824625 G 05 B 19/08, приоритет 23.04.1990 г., заявка №4837584/08, опубл. 30.06.1993 г. Бюл. №24
  79. Антонов В.М., Буков А.А. Обучаемое устройство управления //Патент России №2030780 G 05 B 19/00, приоритет 31.01.1990г., заявка №4802644/24, опубл. 10.03.1995 г. Бюл. №7
  80. Антонов В.М., Буков А.А. Обучаемая система управления //Патент России № 2069053 6 G 05 B 19/08, приоритет 27.04.1994г.заявка №94015566/09, опубл.10.11.1996г. Бюл.№31
  81. Буков А.А., Антонов В.М. Техническая нервная система //Патент России №2128857 G 06 G 7/60, приоритет 04.02.1997г., заявка №97101718/09, опубл. 10.04.1999 г. Бюл. №10
  82. Антонов В.М. Обучаемые системы управления.– Липецкий государственный технический университет.– Липецк,1998.– 415с.
  83. Буков А.А. Воспроизведение образов обучаемой системой управления //Сб.научн.трудов /Технология машиностроения. Апрель 1999, Липецкий государственный технич.ун-т, Липецк,1999.–С.64–73.

 


[Вернуться к оглавлению]


Site of Information Technologies
Designed by  inftech@webservis.ru.